Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.
между тем пропаганда безбожия под обольстительным соусом социализма будет вли ваться целыми пудами книг и брошюр...»28. Во многом эти эмоционально высказан ные опасения оказались вполне реалистичным прогнозом - вспомним хотя бы о том, как впоследствии проводилась массовая антирелигиозная работа в 1920-е-1930-е гг. Понимая всю сложность и неопределенность ситуации в стране, Верховное Управление Северной области не спешило с принятием новых законов в сфере госу- дарственно-церковных отношений. Поэтому, признав «ничтожным» декрет Совнар кома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», оно призвало осно вывать дальнейшее отношение государства к Церкви на постановлениях Временного правительства от 20 марта 1917 г. «Об отмене вероисповедных и национальных огра ничений» и от 14 июля 1917 г. «О свободе совести». Однако расходы но содержанию церковно-религиозных учреждений возлагались теперь на религиозные общины. В русле сохранения прежнего церковного законодательства в воинских частях вновь была введена церковная присяга. Приказ по белой армии от 25 октября 1918 г. уста новил в войсках оплату за исполнение всех церковных треб. При главном штабе белой армии была утверждена должность главного священника Северного фронта29. В декабре 1918 г. правительство Чайковского, отметив, что религиозные общины не в состоянии самостоятельно нести расходы по содержанию священнослужителей, сочло нужным решить данный вопрос за счет казны. 12 декабря, основываясь на постановлении Всероссийского церковного собора 1-2- 9 февраля 1918 г., правительство Северной области упразднило духовную конси сторию и создало епархиальный совет. Преосвященным Павлом и членами этого со вета в день его открытия был совершен молебен и произнесена речь о значении нового учреждения, и ряд речей, в которых было отмечено благожелательное отношение к Церкви со стороны Временного Правительства Северной области30. Решение о созда нии епархиального совета не было пустой формальностью. С его основанием были по-новому утверждены штаты и установлены ставки священно- и церковнослужите лей. Одновременно было повышено жалованье преподавателей и служащих духовных учебных заведений до ставок общих средних учебных заведений. Позднее, в мае 1919 г. положительно был решен вопрос и о назначении пенсий священно- и церковнослу жителям и их семействам31. Детальному пересмотру подверглись многие серьезные вопросы в области госу дарственно-церковных отношений в рамках Северной области в 1919 г. Значительные изменения по сравнению с советским законодательством затронули регистрацию ак тов гражданского состояния. Согласно постановлению III Временного Правительства Северной области (ВПСО) от 22 февраля 1919 г. «О гражданском браке, расторжении браков и актах состояния, совершенных на основании декретов советской власти» все заключенные или расторгнутые браки по вышеуказанному законодательству были признаны «... не имеющими силы и значения законносовершенных...» и не устанавли вающими соответствующих правовых последствий. Запись же о рождении или смерти в советских учреждениях объявлялась не имеющей силы актов состояния. Для при знания всех их законными необходимо было сделать новую запись в метрических кни гах, которые велись Церковью32. На наш взгляд, это единственное отступление от демократических преобразова ний в отношении Церкви, допущенное правительством Северной области. Достаточно серьезігую реформу провело Временное Правительство Северной об ласти в отношении земельной собственности Церкви. Напрасно ряд авторов упрекает 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz