Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.

губернии изначально заявила о своей идеологической и, по мере сил, материальной поддержке белых и союзнических сил. Одним из важнейших вопросов в строящихся отношениях Церкви и Верховного Управления (Временного Правительства) Северной области стал вопрос о сохранении преподавания Закона Божия в учебных заведениях Архангельской губернии. Еще в июне 1918 г. члены Всероссийского Церковного Собора и представители православ­ ных приходов направили в Совнарком заявление, в котором отметили, что запреще­ ние преподавания Закона Божия вопреки желанию самого народа «...есть несомнен­ ный акт насилия... над самим народом, и полное нарушение свободы совести граждан; ...явное гонение на Церковь»22. Эта позиция была поддержана и духовенством Архан­ гельской епархии. Уже в первый день высадки союзников в г. Архангельске в епархи­ альных ведомостях была опубликована статья о необходимости сохранения препода­ вания Закона Божия и решительном отпоре верующих «...всяким посягательствам на религиозную совесть»23. Отдел Народного образования Верховного Управления Северной области бук­ вально сразу же отреагировал на требования Церкви и верующих изданием особого циркуляра, который был разослан педагогическим советам всех учебных заведений Северной области. Вплоть до решения этого вопроса на Учредительном собрании предлагалось оставить Закон Божий в числе обязательных предметов для школы, но с определенными оговорками: ученики могли освобождаться от него по заявлению родителей или опекунов, неуспеваемость по данному предмету или освобождение от него не могло служить препятствием для перевода в следующий класс, изучающие За­ кон Божий должны исполнять и все обряды религиозного культа, оплата законоучите­ лям назначается так же, как и другим преподавателям24. На наш взгляд, данные предложения имели демократический характер и соблю­ дали права как верующего, так и неверующего населения, и были приемлемы для пере­ ходного периода в государственно-церковных отношениях. Позднее, в ноябре 1918 г., губернская земская управа, отмечая, что преподавание Закона Божия хоть и не обяза­ тельно, однако число изучающих его - 100 %.25На Кольском полуострове также сохра­ няется преподавание Закона Божия. Плату за обучение священникам вносит, однако, не Отдел Народного образования, а сами прихожане. Постоянное преподавание Закона Божия сохраняется в Кольском двухклассном приходском училище, в Мурманском высшем начальном училище на протяжении все­ го 1918 г. (по другим приходам записей в клировых ведомостях по этому вопросу не содержится)26. Часто инициатива о сохранении обучения по этому предмету принад­ лежала самим прихожанам. Так, например, общее собрание граждан Гавриловского общества 4 августа 1918 г. просило содействия благочинного о назначении к ним в приход священника, который мог бы обучать детей и удовлетворять духовные потреб­ ности христиан27. Вводимое на ряде территорий советское законодательство в отношении религии и Церкви подвергалось в прессе Архангельской губернии неизменной критике. Так, в статье «Штурм Церкви» отмечалось, что «... ни о какой свободе совести для право­ славных говорить не приходится, ... народ отучают от необходимости обращаться в важнейших случаях жизни к Церкви., враг хитер: он справедливо думает, что пока еще православные успеют приспособиться к новым условиям, многие отпадут от веры, вы­ растет безрелигиозное поколение и силы Церкви будут ослаблены, подорваны. Не бу­ дет у Церкви никаких материальных средств, не будет подготовленных руководителей, 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz