Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.
заключили дружественный договор, согласно которому Россия уступала Финляндии район Печенги13. Руководство Архангельской епархии выразило закономерную обе спокоенность последствиями данного соглашения и выпустило обращение «К духо венству Архангельской епархии (для самого широкого распространения среди прихо жан)». В нем отмечалось, что с потерей Печенги Русский Север и вся Россия лишится приморской территории с богатейшими рыбными промыслами, незамерзающими гаванями, останется без культурнейшего центра на Мурмане, традиционных религи озных святынь - Трифоно-Печенгского монастыря и ІІазрецкого прихода. Всех веру ющих призывали выступить с протестом «... против вопиющего расчленения России и во имя спасения русского достояния»14. Этот протест духовенства был услышан и под держан жителями ряда волостей Кольского Севера. Известия Архангельского Совета рабочих и солдатских депутатов опубликовали телеграмму, полученную из Печенги и содержащую протест против договора с Финляндией. Ее подписали жители Вайда губы, Червяной колонии (причем и финское население тоже), Маловолокской волости ІІеченгского общества15. В это же время, после подписания Брест-Литовского мира, в Печенге появились английские войска, которые оставались здесь до октября 1919 г.16Как впоследствии отмечалось в ведомости Трифоно-Печенгского монастыря, данная обитель послу жила твердой основой при устройстве обороны Печенги, помогая для этого строи тельными материалами и постройками, вместила «... на жительство в зданиях своих защитников с союзных войск за время борьбы с Финляндией и большевизмом в 1918 и 1919 г.»17. Активно пересмотр советского законодательства в отношении Церкви и верую щих проходил с момента высадки союзных сил (интервентов) в Архангельске 2 августа 1918 г. В честь этого события в церквях повсеместно прошли торжественные богослу жения. В одном из первых постановлений Верховного Управления Северной области были восстановлены свободы совести, слова, печати, собраний и союзов, дарованные после февраля 1917 г.18 В воскресенье, 18 августа, на Соборной площади г. Архангельска после литургии было совершено « ... торжественное всенародное молебствование по поводу избавле ния от гонителей веры и Церкви Христовой, жестоких тиранов и разрушителей Госу дарства Российского - большевиков, о ниспослании успеха в деле возрождения и вос создания Единой, Великой и Свободной России и о даровании победы нашей молодой Народной армии и доблестным верным союзным войскам...». В августе же 1918 г. под руководством настоятеля кафедрального собора г. Архангельска протоиерея И.З. Ле- люхина был создан Союз духовенства и мирян Северной области19. На первом собрании Союза духовенства и мирян Северной области, состояв шемся 19 августа 1918 г. было принято несколько резолюций, раскрывающих характер деятельности и цели Союза. Союз призвал людей воинского возраста записываться в ряды русского и союзнического войска для защиты Отечества и воссоздания великой России «... добровольно, не ожидая приказа о наборе». Союз духовенства и мирян при гласил все причты, приходы и иные церковные организации Архангельской епархии оказать широкую поддержку выпускаемому областным управлением «Займу доверия» для восстановления денежного хозяйства области. Личный вклад можно было вне сти пожертвованием золотых и серебряных вещей, денег, приобретением билетов за йма20. В советской литературе эти резолюции получили оценку как бешеная агитация против советской власти и большевиков21. Таким образом, Церковь в Архангельской 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz