Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.
просить Поместный Собор сделать все возможное для непременного обеспечения ду ховенства жалованьем от казны, с учетом распространения на него тех же привилегий, которыми пользуется чиновничество окраин5. Это обращение показывает, что население края не могло поверить, что государ ство может принять подобный декрет, и что была еще надежда на благополучный ис ход решения вопроса и силы Собора. Однако уже в марте того же года на очередном собрании, прочтя и подвергнув критике указанный декрет, обсудив послание патри арха «О событиях дня», было решено содержать священника собственными местны ми силами6. Жалованье, которое было положено священнику, составило 1200 рублей в год, псаломщику - 500 рублей. Тут же на собрании, по предложению церковного старосты В.А. Чертова, заготовили подписной лист и по нему собрали 1372 рубля. Дан ный взнос, равно как и все последующие, поручили хранить казначею приходского совета - священнику Константину Мелетиеву7. Епархиальные власти и прихожане г. Архангельска высказались по поводу де крета более жестко и категорично. 6 и 13 февраля (по старому стилю) 1918 г. были проведены собрания священнослужителей и верующих всех приходов г. Архангельска. Они требовали установления действительной свободы вероисповеданий, призы вали встать на защиту народных святынь и достояния верующих, сплотиться вокруг храмов против расхитителей церковно-приходского имущества, оставить в школах преподавание Закона Божия, не признавать выпущенный советской властью декрет, как выражающий взгляды ничтожного меньшинства, а потому неправомерно издан ный от имени народа8. Реакция местных властей на собрания духовенства и верующих была незамед лительной. На заседании исполкома Архангельского Совета рабочих и крестьянских депутатов 27 февраля (по новому стилю) 1918 г. по вопросу о разрешении крестно го хода, о котором было заявлено на собраниях, постановили не чинить ему препят ствий, поддерживать порядок, а нарушителей последнего с обеих сторон подвергать суровому наказанию9. Крестный ход, проведенный 3 марта 1918 г., прошел спокойно, правда, не привлек большого количества участников10. В начале марта 1918 г. в Мурманске высадились десанты английских, француз ских и американских интервентов. С этого момента и вплоть до конца февраля 1920 г. распространение действия «церковной» политики советской власти на Кольском полуострове прекратилось. Ко времени прихода интервентов в области государствен но-церковных отношений на Кольской земле было сделано немногое: ликвидированы священники на флоте и в армии, большинство из которых, как, например, протоиерей Павел Воронов, нашли себе место в разных приходах края и впоследствии были зако ноучителями при школах и училищах11. Однако, вплоть до высадки войск интервентов в Архангельске 2 августа 1918 г., на Кольском Севере продолжали действовать некоторые установления прежней вла сти: с апреля 1918 г. все церковно-приходские школы Александровского уезда были переданы в ведение Народного Комиссариата Просвещения и финансировались из его кредита по 9 ст.І, финансирование священников и приходов продолжалось за счет сил только самих верующих, что подтверждал с мае 1918 г. Александровский уездный Со вдеп в письме на имя благочинного протоиерея Василия Мартынова12. Помимо введения декрета «Об отделении церкви...» духовенство Архангельской епархии, жителей Кольского полуострова весьма тревожил вопрос о судьбе Печенг- ской волости. 1 марта 1918 г. Совнарком и революционное правительство Финляндии 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz