Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.
жилых постройках англичан и русских представителей белой армии. Ілавноуполномо- ченный по эвакуации в Мурманском крае Белиловский лично руководил работами по подготовке обители для размещения там войск в случае возникновения необходимо сти срочно покинуть прежние места дислокации. Иеродиакон Нестор и монах Зосима лично осмотрели здания монастыря, от метив, что многие постройки повреждены, разбиты стекла, нет зимних рам (ноябрь 1919 г.). По распоряжению Белиловского начальник уездной Печенгской милиции от дал ключи от мастерских и иных зданий Трифоно-Печенгскому монастырю, который и приступил к ремонту63. Что же до Соловецкого монастыря, то решения, принимае мые властями, не всегда были положительны для него. По решению начальника мест ной бригады по части мобилизации в октябре 1919 г. 6 человек из команды парохода «Михаил Архангел», принадлежащего монастырю, были призваны в армию по окон чании навигации, что, по мнению властей, никак не могло повлиять на ход ремонтных работ64. Так что с утверждением, что монастыри Северной области были опорными пунктами для белогвардейцев, можно согласиться, учитывая, что они были пересы лочными базами на случай эвакуации, но признать их «вооруженными гнездами кон трреволюции» было бы слишком категорично и односторонне. Однако позднее факт общения монастырского начальства и приходских священ ников с интервентами был весьма успешно использован в развертывании антирелиги озной пропаганды. Так, антирелигиозник-пропагандист из г. Ленинград Н. Бронниц кий отмечал, что захват интервентами Мурманского края был встречен «...попами, монахами и сектантами-проповедниками с большой радостью... Подвизавшийся в Мурманске в период интервенции некий протоиерей Соколов (прим. - возможно речь идет о Павле Воронове, т.к. ни в каких документах упоминания священника Соколова нет. Ю.Б.) добился ряда революционных рабочих...». Любопытно, что Н. Бронницкий обвинил православных священников даже в том, что они в мурманской церкви про водили совместные богослужения с католиками, лютеранами и баптистами). Историю же занятия интервентами монастырских построек и имущества он и вовсе преподно сил как прямое согласие монастырского начальства на открытие здесь концентраци онного лагеря: «В октябре 1918 года монастырские здания и сооруженные на скорую руку земляные тюрьмы были переполнены арестованными. Руководство монастыря уступило интервентам под тюрьму один из приделов церкви...». Со слов одного из арестованных, Колосова, монахи встречали арестованных на пристани бранью, плева ли им в лицо, смотрели с ярой злобой на прибывших65. Помимо ремонта монастырских зданий, которые предполагалось использовать на случай эвакуации, местные власти заботились и о благоустроении храмов. Так, в декабре 1919 г. комиссия государственного контроля при управлении г. Мурманска приняла выполнение отдельных работ по отоплению и ремонту дверей в Никольской церкви г. Мурманска. В утвержденных планах строительства в г. Мурманске предпо лагалось в том же году отведение участков для возведения церкви и костела для пере селенцев с линии железной дороги. Однако, пока не было католических и лютеранских священников, православное духовенство венчало всех христиан, вступавших в брак, о чем свидетельствуют метрические книги Никольской церкви г. Мурманска66. Правда, в другом источнике, тоже не проникнутом особой любовью к Трифо но-Печенгскому монастырю, указывалось, что первую партию арестованных (22 че ловека) привезли из Мурманска на тральщике на чердак недостроенного дома, при надлежавшего обители. Дом в полутора верстах от дер. Печенги предназначался для 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz