Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.
через делегацию в составе И. Попова, Д.С. Соколова и К.А. Матфеева, заставляет нас усомниться в такой оценке. Протест был вызван политикой большевиков в отношении Церкви на террито риях, где они установили свою власть - «...правительство народных комиссаров не только запечатывает храмы, но и обращает их в чайные, казармы и даже кинематогра фы..., духовенство подвергается пыткам и мучениям». Союз просил ВПСО обратиться к «...авторитетному голосу Мирной Конференции, прося принять решительные меры к прекращению ужасных и позорных деяний, направленных против христианской ре лигии»56. Подобного рода обращение, на наш взгляд, является не попыткой клеветать на советскую власть, а стремлением прекратить кровопролитие и гонения на веру. Отчаявшись справиться собственными силами со сложной ситуацией, Церковь стала искать поддержку за рубежом в лице христианского духовенства. Речь, прежде всего, ведется о налаживании контактов с архиепископом Кентерберийским. Поми мо религиозной помощи Церковь была заинтересована в оставлении в губернии ан глийского десанта, как залога своей безопасности. ІІо предложению протоиерея И. Лелюхина учрежденный собор Соловецкой обители обратился к христианам Англии с телеграммой (11 августа 1919 г.), в которой православное духовенство выражало уве ренность в том, что английские верующие не откажутся ходатайствовать перед своим правительством и обществом о том, «...чтобы военные силы Англии оставались еще в Архангельске и в иных местах Северной области...». Сам протоиерей Лелюхин был отправлен в Лондон для вручения телеграммы архиепископу Кентерберийскому. Это событие позволило впоследствии обвинить Церковь в Северной области в контррево люционной деятельности, «с одобрения» Патриарха Тихона, которому было доложено о данной инициативе находящимся в Москве архиепископом Архангельской епархии Нафанаилом. Однако надежды Церкви на Англию оправдались лишь наполовину. Лондонский архиепископ прислал сочувственное письмо духовенству и мирянам Северной обла сти и объявил о своем намерении организовать в декабре 1919 г. торжественное мо- лебствование за всех христиан, страдающих на Востоке. Также в Лондоне было создано «Общество единения английской (англиканской) и восточной православной церквей». Но отменить решение правительства о выводе английских войск с Северного фронта архиепископ Кентерберийский был не в силах57. Подобного рода отношение к английским и французским властям было характер но не только для жителей Архангельска и духовенства Соловецкой обители. Опасения о возможности распространения большевистских идей и мероприятий на территории Северной области высказывалось и в прессе Кольского края. Так, на страницах «Мур манского вестника» писали: «... Большевизм не в состоянии опровергнуть ни одной черты в христианских заповедях и стремится их уничтожить... В России случилось двойное богохульство: чужеродных правителей и части одичавшего и озверевшего народа... Эти несчастные русские ... вернулись к первородному греху, продали свое го Бога и Спасителя, продали родину и государство свое ...на новое распятие народа русского на кресте...». А жители Княжой губы (Кольский полуостров) еще раньше, в 1918 г., высказывались, чго «...пребывание в нашем крае союзных войск является край не необходимым, так как только они могут снасти нас от финско-германского нападе ния...»58. В истории этого местечка в период Северной области есть трагичная страни ца, которая связана с гак называемой Княжегубской трагедией. 8 октября 1919 г. здесь 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz