Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.

хангельска был отслужен молебен по случаю победы русских сибирских войск над большевиками. Перед молебном протоиерей Иоанн Лелюхин произнес блестящую проповедь, отметив, что это первая победа, «ведущая к торжеству правды и жизни над преступлением и смертью», чем вызвал у многих молящихся рыдания5'. 9 мар­ та 1919 г., в пасхальную неделю, епископом Павлом была проведена торжественная литургия, совершен чин анафемствования в адрес всех посягающих на православные храмы, жизнь священников и всех христиан. Сознавая всю серьезность сложившейся к 1919 г. ситуации в стране, Церковь и ВПСО совместно выступили за ограничение публичных зрелищ и увеселений в период Великого поста52. В это непростое время для всей Архангельской епархии правящий архиерей, епи­ скоп Павел посещал отдаленные приходы Кольского Севера. Так, газета «Мурманский вестник» сообщала, что 3 августа 1919 г. Преосвященный Павел посетил г. Мурманск, отслужил Всенощную службу, а 4 августа - литургию в городском храме. На вечернем богослужении присутствовали 6 священников и 3 диакона. После литургии настоя­ тель Никольской церкви г. Мурманска протоиерей Павел Воронов произнес пропо­ ведь. Епископ обратился к верующим и духовенству «...с наставлением о хранении веры Христовой и добродетельной жизни». Владыка выразил удовлетворение резуль­ татами обозрения религиозной жизни Кольского Севера, отмечал, что на протяжении всего ігутешествия по Кольской земле, население встречало его весьма радушно. По­ мимо Мурманска епископ посетил Колу и Александровск53. Однако не следует понимать моральную поддержку Временному Правительству Северной Области со стороны Церкви как попытку ее участия в политической жиз­ ни Северной области. В русле посланий Патриарха Тихона Церковь предпочитала не вмешиваться в чисто советские дела, касающиеся борьбы за власть. То же стремление поддержать призыв в армию вполне можно объяснить обеспокоенностью за судьбы Отечества в условиях войны с Германией, против которой боролась Россия. Агитация участвовать в «займе доверия» может рассматриваться, прежде всего, как желание бы­ стрейшего восстановления хозяйственной жизни края. О стремлении Церкви отмежеваться от политических дел красноречиво свиде­ тельствует обращение протоиерея Иоанна Лелюхина, в котором он отмечает, что когда Церковь «... вступает в согласие с партиями, она то терпит поражение, то поддержи­ вается людьми, делающими из нее пугало или знамя известного строя, и мимолетная сила, придаваемая религии союзом с партиями, с лихвой возмещается потерею истин­ ного ее авторитета»54. Показателем стремления Церкви к политической нейтральности, на наш взгляд, могут служить и панихиды, совершаемые ею по всем убиенным, независимо от того, на чьей стороне они выступали и за что боролись - и по погибшим в годы Граждан­ ской войны от рук большевиков, и по жертвам «за идею народовластия», павшим 9 ян­ варя 1905 г. и 5 января 1918 г.55 Описывая деятельность Церкви в Северной области, ряд советских авторов да­ вал одностороннюю оценку ее деятельности, включая попытки выхода на междуна­ родную арену. В частности, В.А. Зайцев указывает на то, что стремление обратиться к мирной конференции в Версале сопровождалось клеветой на советскую власть, пар­ тию большевиков и политику Советского государства в области государственно-цер- ковных отношений. Однако текст протеста, врученного 16 апреля 1919 г. Союзом ду­ ховенства и мирян председателю Временного правительства Северной области Зубову 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz