Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.
хангельска был отслужен молебен по случаю победы русских сибирских войск над большевиками. Перед молебном протоиерей Иоанн Лелюхин произнес блестящую проповедь, отметив, что это первая победа, «ведущая к торжеству правды и жизни над преступлением и смертью», чем вызвал у многих молящихся рыдания5'. 9 мар та 1919 г., в пасхальную неделю, епископом Павлом была проведена торжественная литургия, совершен чин анафемствования в адрес всех посягающих на православные храмы, жизнь священников и всех христиан. Сознавая всю серьезность сложившейся к 1919 г. ситуации в стране, Церковь и ВПСО совместно выступили за ограничение публичных зрелищ и увеселений в период Великого поста52. В это непростое время для всей Архангельской епархии правящий архиерей, епи скоп Павел посещал отдаленные приходы Кольского Севера. Так, газета «Мурманский вестник» сообщала, что 3 августа 1919 г. Преосвященный Павел посетил г. Мурманск, отслужил Всенощную службу, а 4 августа - литургию в городском храме. На вечернем богослужении присутствовали 6 священников и 3 диакона. После литургии настоя тель Никольской церкви г. Мурманска протоиерей Павел Воронов произнес пропо ведь. Епископ обратился к верующим и духовенству «...с наставлением о хранении веры Христовой и добродетельной жизни». Владыка выразил удовлетворение резуль татами обозрения религиозной жизни Кольского Севера, отмечал, что на протяжении всего ігутешествия по Кольской земле, население встречало его весьма радушно. По мимо Мурманска епископ посетил Колу и Александровск53. Однако не следует понимать моральную поддержку Временному Правительству Северной Области со стороны Церкви как попытку ее участия в политической жиз ни Северной области. В русле посланий Патриарха Тихона Церковь предпочитала не вмешиваться в чисто советские дела, касающиеся борьбы за власть. То же стремление поддержать призыв в армию вполне можно объяснить обеспокоенностью за судьбы Отечества в условиях войны с Германией, против которой боролась Россия. Агитация участвовать в «займе доверия» может рассматриваться, прежде всего, как желание бы стрейшего восстановления хозяйственной жизни края. О стремлении Церкви отмежеваться от политических дел красноречиво свиде тельствует обращение протоиерея Иоанна Лелюхина, в котором он отмечает, что когда Церковь «... вступает в согласие с партиями, она то терпит поражение, то поддержи вается людьми, делающими из нее пугало или знамя известного строя, и мимолетная сила, придаваемая религии союзом с партиями, с лихвой возмещается потерею истин ного ее авторитета»54. Показателем стремления Церкви к политической нейтральности, на наш взгляд, могут служить и панихиды, совершаемые ею по всем убиенным, независимо от того, на чьей стороне они выступали и за что боролись - и по погибшим в годы Граждан ской войны от рук большевиков, и по жертвам «за идею народовластия», павшим 9 ян варя 1905 г. и 5 января 1918 г.55 Описывая деятельность Церкви в Северной области, ряд советских авторов да вал одностороннюю оценку ее деятельности, включая попытки выхода на междуна родную арену. В частности, В.А. Зайцев указывает на то, что стремление обратиться к мирной конференции в Версале сопровождалось клеветой на советскую власть, пар тию большевиков и политику Советского государства в области государственно-цер- ковных отношений. Однако текст протеста, врученного 16 апреля 1919 г. Союзом ду ховенства и мирян председателю Временного правительства Северной области Зубову 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz