Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.
ческие книги, что готов оставить свой приход и учительскую должность в Карелии, где условия для жизни стали совсем невозможными. Обратился священник к владыке после того, как граждане Черной реки попросили его стать штатным священнослу жителем в их приходе и пообещали приличное вознаграждения и квартиру. Кстати, прихожане просили выделить из Ковдского прихода самостоятельный Чернорецкий, мотивируя это тем, что на железной дороге умирает много людей, а потому некому их там отпевать. Однако мнение епархиальных властей было иным. Благочинный III Кемского благочиния дал отрицательную характеристику священнику, заявив, что ка рельские иереи «беленцы» (прим. - видимо, белое духовенство) не могут совершать богослужения. О. Александр был возмущен таким заявлением и выдвинул встречное предложение духовным властям - если они не назначат его священником в Черную реку, то пусть снимут с него сан священника, хотя бы и вопреки его собственному желанию. 23 февраля 1919 г. граждане Черной реки вступились за священника. В своем письме они отмечали, что благодаря о. Александру они «.. .каждый праздник слушали богослужения в своем храме и живую проповедь пастыря... Устраивались им крест ные ходы по сему и всякая духовная треба исполнялась аккуратно с молитвенным на строением». Верующие сообщали, что священник Попов вел вполне достойный образ жизни, преподавал в школе Закон Божий, даже будучи больным ходил исповедовать нуждающихся, «...табака не курит, в карты не играет», жил «...одиноким отшельни ком, в разлуке с семьей». В результате епархиальные власти разрешили ему поселиться в Черной реке (если Ковдский приход будет не против). До окончательного решения вопроса он числился заштатным священником48. Пока одни священники поддерживали в верующих религиозное чувство, дру гие толкали их к отказу от веры. Так, исполняющий должность начальника милиции 4 участка Александровского уезда И.А. Филиппов сообщал в июле 1919 г. мировому судье П.Ф. Пьянкову, что прибыв в Умбу, вместо прежних мирных жителей встретил здесь «...почти поголовно (за небольшим исключением) все население горячо сочув ствующее Советской власти». Он отмечал, заражение большевистскими идеями «... произошло от сильной агитации с корыстной целью для себя местного священника (уже бывшего арестованным Союзниками 1 августа 1918 года и теперь почему-то на свободе) Анатолия Попова, псаломщика Ивана Коковина и мест, крестьян...в числе 12 человек». А ведь в ведомостях Воскресенского Умбского прихода на рубеже сто летий об отце Анатолии сообщали, что он исполняет пастырский долг усердно, по ведения весьма хорошего, да и в проповеднической деятельности был отмечен в числе лучших! Позднее, в середине 1920-х гг. он снимет с себя сан49. Несмотря на поддержку Церковью решений власти, последняя все же иногда опасалась каких-либо непредвиденных ситуаций, например, при передаче причтовых земель земским управам. Неслучайно, видимо, из Александровской земской управы 19 ноября 1919 г. в Понойскую волостную земскую управу пришло указание, в кото ром требовалось незамедлительное проведение в жизнь постановления от 4 апреля сего года и отмечалось, что, если «... при исполнении сего встретятся какие либо пре пятствия и затруднения, требующие для устранения их содействия сей управы, то сообщите в чем они заключаются. - Быть может, необходима высылка /силы - не разборчиво. - Ю .Б./... или денежных средств»5". Однако духовенство не стремилось к конфликтам с властью - напротив, всячески ее поддерживал. Повсеместно устраивались торжественные богослужения и молебны о дарова нии победы «христолюбивому воинству». 12 января 1919 г. во многих церквях Ар 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz