Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.

разованность (обучался некоторое время в Онежском городском училище) он хорошо знал церковный устав и церковное пение, обладал сильным басом, любовью к труду, был твердым и решительным по характеру45. При назначении священников в приходы епископ Павел (прим. - с 1917 г. он был Пинежским епископом, викарием Архангельской епархии, а в 1917-1920 гг. временно управляющим Архангельской епархией, хотя до 1921 г. официально ее главой был вла­ дыка Нафанаил) и епископ Нафанаил учитывали интересы и прихожан, и духовенства. Иногда они полностью совпадали и по взаимному интересу, и по времени. Так, в 1919 г. прихожане Рындского прихода Александровского уезда отправили преосвященному Нафанаилу прошение, в котором указали, что их прежний священник (Иванов) вышел за штат, псаломщика в приходе нет уже более двух лет. Фактически приход остался без причта, и это, учитывая, что «...по всему Вост. Мурману на 500 верст остался один священник в Териберке». Прихожане писали, что в трудных условиях жизни на Мур- мане оставаться «...еще и без церковного утешения никак нельзя». Верующие просили отправить к ним священника и псаломщика, обещали предоставить им теплые дома, жалованье, и даже возможную дополнительную «подработку» в должности бухгалтера и секретаря в местном кооперативе. В это же время диакон Спасо-Введенской церкви г. Архангельска Николай Ше- шенин просил направить его в Рындский приход, посвятив в священнический сан. Благочинный протоирей М. Легатов отзывался об о. Николае как о человеке весьма хорошего поведения, исполнительного по службе и, несмотря на невысокий образо­ вательный ценз (на закончил последний класс духовного училища), хорошо разбирав­ шегося в богословии. 15 сентября 1919 г. он был посвящен в сан священника и назна­ чен в Рындский приход. Вся оставшаяся его жизнь с этого момента оказалась связана с Мурманским краем. С другой стороны, некоторые представители духовенства, напротив, покидали Кольский Север. Например, диакон Кольского Собора Иоанн Костылев по собствен­ ному прошению в августе 1919 г. на более низкую должность псаломщика в Спасо- Введенскую церковь г. Архангельска, откуда через нолмесяца отправится Николай ИІешенин в Рынду46. Бедственное положение священников и монашествующих подчас подталкивало их мысли о снятии сана и поиске нового для себя занятии. Так, благочинный Алексан­ дровского благочиния Василий Мартынов в январе 1919 г. докладывал в Архангель­ ский Епархиальный Совет, что псаломщик упомянутого выше Рындского прихода, Александр Перовский написал прошение об увольнении его от должности, мотивиро­ вав свое решение тем, что обязанности по псаломщической службе мешают его домаш­ ним делам (23.10.1918 г.). Прошение было подписано, псаломщик стал милиционером в Рынде. Священник Павел Иванович Васильев из Кандалакшского прихода указывал в своем рапорте в ноябре 1918 г., что он: «...человек слишком слабый, маловерный и неспособный, как показала моя четырехгодичная служба в сем сане, для того, чтобы считаться пастырем... Решение мое снять сан бесповоротно, а посему могущие быть увещевания и вразумления - бесполезны»47. Нешуточные споры разгорелись вокруг прошения крестьян селения Черная река (в других источниках Черная речка) Керетской волости Ковдского прихода Кемского уезда об открытии у них самостоятельного прихода. В июле 1918 г. священник Логова- рацкого прихода Кемского уезда Александр Попов сообщил, что епископу Архангель­ скому Нафанаилу, что совершает в Ковдской церкви богослужения, ведет в ней метри­ 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz