Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.
разованность (обучался некоторое время в Онежском городском училище) он хорошо знал церковный устав и церковное пение, обладал сильным басом, любовью к труду, был твердым и решительным по характеру45. При назначении священников в приходы епископ Павел (прим. - с 1917 г. он был Пинежским епископом, викарием Архангельской епархии, а в 1917-1920 гг. временно управляющим Архангельской епархией, хотя до 1921 г. официально ее главой был вла дыка Нафанаил) и епископ Нафанаил учитывали интересы и прихожан, и духовенства. Иногда они полностью совпадали и по взаимному интересу, и по времени. Так, в 1919 г. прихожане Рындского прихода Александровского уезда отправили преосвященному Нафанаилу прошение, в котором указали, что их прежний священник (Иванов) вышел за штат, псаломщика в приходе нет уже более двух лет. Фактически приход остался без причта, и это, учитывая, что «...по всему Вост. Мурману на 500 верст остался один священник в Териберке». Прихожане писали, что в трудных условиях жизни на Мур- мане оставаться «...еще и без церковного утешения никак нельзя». Верующие просили отправить к ним священника и псаломщика, обещали предоставить им теплые дома, жалованье, и даже возможную дополнительную «подработку» в должности бухгалтера и секретаря в местном кооперативе. В это же время диакон Спасо-Введенской церкви г. Архангельска Николай Ше- шенин просил направить его в Рындский приход, посвятив в священнический сан. Благочинный протоирей М. Легатов отзывался об о. Николае как о человеке весьма хорошего поведения, исполнительного по службе и, несмотря на невысокий образо вательный ценз (на закончил последний класс духовного училища), хорошо разбирав шегося в богословии. 15 сентября 1919 г. он был посвящен в сан священника и назна чен в Рындский приход. Вся оставшаяся его жизнь с этого момента оказалась связана с Мурманским краем. С другой стороны, некоторые представители духовенства, напротив, покидали Кольский Север. Например, диакон Кольского Собора Иоанн Костылев по собствен ному прошению в августе 1919 г. на более низкую должность псаломщика в Спасо- Введенскую церковь г. Архангельска, откуда через нолмесяца отправится Николай ИІешенин в Рынду46. Бедственное положение священников и монашествующих подчас подталкивало их мысли о снятии сана и поиске нового для себя занятии. Так, благочинный Алексан дровского благочиния Василий Мартынов в январе 1919 г. докладывал в Архангель ский Епархиальный Совет, что псаломщик упомянутого выше Рындского прихода, Александр Перовский написал прошение об увольнении его от должности, мотивиро вав свое решение тем, что обязанности по псаломщической службе мешают его домаш ним делам (23.10.1918 г.). Прошение было подписано, псаломщик стал милиционером в Рынде. Священник Павел Иванович Васильев из Кандалакшского прихода указывал в своем рапорте в ноябре 1918 г., что он: «...человек слишком слабый, маловерный и неспособный, как показала моя четырехгодичная служба в сем сане, для того, чтобы считаться пастырем... Решение мое снять сан бесповоротно, а посему могущие быть увещевания и вразумления - бесполезны»47. Нешуточные споры разгорелись вокруг прошения крестьян селения Черная река (в других источниках Черная речка) Керетской волости Ковдского прихода Кемского уезда об открытии у них самостоятельного прихода. В июле 1918 г. священник Логова- рацкого прихода Кемского уезда Александр Попов сообщил, что епископу Архангель скому Нафанаилу, что совершает в Ковдской церкви богослужения, ведет в ней метри 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz