Бардилева, Ю. П. Православие на Кольской земле в период Северной Области и установления советской власти (1917-1920 гг.) // Мурман в годы Гражданской войны : материалы к истории Кольского края / Мурм. обл. краевед. музей. - Мурманск, 2014. – С. 46-63.
нию подверглись и дома священника и псаломщика: были взломаны замки их квартир, в помещении все было разбросано по полу. Разбросали и порвали книги в школьной библиотеки, ограбили Мурманскую пароходную гостиницу и ряд лопарских домов и амбаров. После такого мародерства они скрылись на территории Норвегии. Норвежские соседи тоже не отличались в этот период щепетильностью в отноше нии православного населения Мурманского берега. Пользуясь слабостью власти, не определенностью политической ситуации в регионе, они пытались скорее воспользо ваться моментом для обогащения за счет русского и лопарского населения Кольского Севера. В июльском докладе того же 1918 г, начальнику военно-регистрационного бюро сообщалось, что в Борисоглебском погосте имущество расхищалось норвежцами, «... некоторые норвежцы разгуливали по церкви с папиросами в зубах», «...в церкви кни ги, евангелия и ризы валяются на полу, кружка для сбора пожертвований вся разбита, масло из лампад разлито по полу»41. В 1919 г. Пазрецкий причт из-за большой нужды был командирован из Пазреки в другие приходы. Не в лучшем состоянии пребывал и Китовский приход"12. В августе 1918 г. священником Н.Н. Гусевым была подана жалоба в 'Гетринскую волостную земскую управу о краже несколькими злоумышленниками «из молодежи» картофеля с пяти грядок. Священник призвал сельское общество и управу «... при нять меры по отысканию и вразумлению грабителей и бесчинников и ... навсегда пре сечь в обществе грабежи, уличные безобразия и беспорядки от хулиганов - тайных большевиков»43. Частые перемещения священников и диаконов из одних приходов Архангельской епархии в другие в период Гражданской войны стали обычным делом. С одной сторо ны, это объяснялось желанием самого духовенства, желавшего покинуть разоренные приходы, где практически не оставалось верующих и достойных условий существо вания, с другой - стремлением епархиальных властей рукоположить диаконов в свя щенники и отправить их в пустующие приходы по просьбам мирян. К сожалению, несмотря на желание сохранить за собой церкви и причты, из-за собственного бед ственного положения прихожане подчас становились причиной закрытия приходов. Благочинный Александровского благочиния Василий Мартынов 30 марта 1919 г. сооб щил в Архангельский Епархиальный Совет, что прихожане Гавриловского прихода не могут содержать на свои средства его причт, вследствие чего половина из них (колони сты становищ ІІІельпино, Захребетное, Трящино) приписалась к Рындскому приходу, а другая половина (колонисты становища Гаврилово и колонии Голицыно) просили приписать их. к ближайшему к ним Териберскому приходу. Гавриловский приход был временно закрыт44. Но уже 1 октября 1919 г. ситуация в Гаврилово изменилась - диакон Алексей Копылов из Соломбальского собора Архангельска был направлен по собственному прошению в Николаевскую церковь этого становища. Протоиерей Соломбальского прихода не очень хотел отпускать диакона, считая, что «...собор с уходом его без со мнения потеряет в отношении красоты, стройности и торжественности отправляемо го в соборе богослужения». Опасения настоятеля можно понять - из его храма были мобилизованы в армию два псаломщика, так что священник оставался без нужного помощника. Протоиерей Димитрий рекомендовал его как способного к священниче ским обязанностям: «...как вышедший из народа, он знает простой народ, и, можно надеяться, всегда будет близок к нему». Настоятель отмечал, что несмотря на малооб 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz