Bardileva_`YUP_-Бардилева, Ю. П. Особенности отношений Церкви и органов государственной и партийной власти на Кольском Севере в 20-е гг. XX в. // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. - Вып. 8. - С.4-17.
лизации декрета были возложены на губернский отдел управления, фи нотдел и отдел юстиции, что подчас вело к отсутствию единства в подхо де местных властей к религиозным объединениям.303 Не случайно поэтому, что для упорядочивания работы по про ведению декрета в президиум Архангельского губисполкома от заведу ющего губернским отделом управления И.В. Богового 11 августа 1920 г. поступила специальная докладная записка с предложением передать это дело в п/отдел ЗАГСа. И.В. Боговой справедливо отмечает, что «...оста ется совершенно открытым вопрос о том, кто же, в конце концов, дол жен фактически проводить в жизнь в Архангельской губернии декрет... Работа эта... протекает без всякого единообразного плана и порядка, без всякого почти надзора и надлежащего инструктирования со стороны Губернского центра...», что на местах подчас наблюдается произвол вла стей и непонимание отдельных статей декрета. Сетует автор докладной записки и на то, что, кроме изъятия мет рических книг и составления кое-где описей церквей, ничего не сделано, что и центральное законодательство далеко не полно и требует много численных инструкций и разъяснений.304 Весьма ценный материал о религиозной жизни Кольского края дает фонд 1025 —Канцелярия епископа Архангельского и Холмогорско го. Из его дел становится известно, что в Архангельской губернии в мар те 1921 г. числился 491 православный храм. В Мурманском благочинии к сентябрю 1921 г. числилось уже лишь 10 приходов - 3 городских и 7 сельских (Кольский, Мурманский, Александровский, Кильдинский, Но- тозерский, Ловозерский, Териберский, Гавриловский, Рындский и Ки- товский).305Как следует из рапорта благочинного о. Константина Меле- тиева, настоятеля Кольского Благовещенского собора, число прихожан, верующего населения сократилось ненамного. Сосчитать число верую щих в г. Мурманске было весьма сложно, так как для города была харак терна высокая миграция. В среднем число колебалось примерно в рай оне тысячи человек. Остальные же приходы были малочисленными: всего в среднем 250-300 человек. Наиболее малочисленный приход - Китовский, такая ситуация наблюдается в нем еще с 1917 г. Кильдинский же приход хоть и упоминается, но он прекратил свою деятельность еще в 1917 г., а священник данного прихода, о. Николай Диомидов, перебрал ся в Пулозеро.306 Безусловно, большинство материалов по истории государствен но-церковных отношений на Кольском Севере было обнаружено в Го сударственном архиве Мурманской области. Все его фонды, посвящен 245
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz