Бардилева, Ю. П. Отношение верующих и духовенства Европейского Севера к декрету "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" // IX Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 102-107.
Ю.П. Бардилева ОТНОШЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ И ДУХОВЕНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ К ДЕКРЕТУ «ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ» 23 января (5 февраля) 1918 г. вступил в Декрета СНК о свободе со вести, церковных и религиозных обществах, получивший впоследствии более распространенное и соответствующее своему содержанию неофици альное, но употреблявшееся в прессе и ряде государственных документов название декрета «об отделении церкви от государства и школы от церкви»1. Данный декрет во многом заложил основы будущего бесправного положения Церкви. Согласно ему Церковь лишалась прав юридического лица, религи озным обществам запрещалось владеть собственностью, церковное имуще ство национализировалось. Церкви запрещалось преподавать вероучения в учебных заведениях, ведение записи актов гражданского состояния^. Эти ограничения были вызваны, прежде всего, политическими и идеологиче скими соображениями, и именно они наиболее отягощали практический смысл декрета для Церкви. Наряду с ограничениями декрет, безусловно, содержал и ряд демократических положений, в том числе о свободном ис поведании любой религии или возможности не исповедовать никакой. 28 февраля 1918 г. всем губисполкомам и горисполкомам было на правлено специальное циркулярное письмо «Об отношении к религиозным обществам», в котором отмечалось, что декрет «...заложил прочное осно вание освобождению трудовых масс от насильственного навязывания... вероучений, и верующим и их обществам декрет обеспечил полную воз можность думать, верить и учить согласно внутреннему убеждению...»3. Подобный взгляд на значение декрета надолго укрепился в советской пра вовой и исторической литературе. Главным образом, подчеркивалась «ос вободительная» роль нового законодательства: советская власть «...борется лишь за то, чтобы церковь, религия, духовенство перестали быть орудием государственной власти, порабощения и эксплуатации неимущих...»4, «...от казывается использовать это старое орудие управления (Церковь. - Ю.Б.) и господства над массами...»5. 1 Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1917-1927 годах // Вопросы исто рии. - 1993. - № 8. - С. 42. 2 Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и доку менты по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995.-К н . 1 .- С . 113-115. 3 Государственный архив Мурманской области (ГАМО). - Ф. 74. - On. 1. - Д. 16. —Л. 3. 4 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 8 9 .-О п . 4 . - Д . 1 .-Л . 1. 5 Красиков П.А. Избранные атеистические произведения. - М.: Мысль, 1970. - С. 194. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz