Бардилева, Ю. П. Отношение верующих и духовенства Европейского Севера к декрету "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" // IX Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 102-107.

Ю.П. Бардилева ОТНОШЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ И ДУХОВЕНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ К ДЕКРЕТУ «ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ» 23 января (5 февраля) 1918 г. вступил в Декрета СНК о свободе со­ вести, церковных и религиозных обществах, получивший впоследствии более распространенное и соответствующее своему содержанию неофици­ альное, но употреблявшееся в прессе и ряде государственных документов название декрета «об отделении церкви от государства и школы от церкви»1. Данный декрет во многом заложил основы будущего бесправного положения Церкви. Согласно ему Церковь лишалась прав юридического лица, религи­ озным обществам запрещалось владеть собственностью, церковное имуще­ ство национализировалось. Церкви запрещалось преподавать вероучения в учебных заведениях, ведение записи актов гражданского состояния^. Эти ограничения были вызваны, прежде всего, политическими и идеологиче­ скими соображениями, и именно они наиболее отягощали практический смысл декрета для Церкви. Наряду с ограничениями декрет, безусловно, содержал и ряд демократических положений, в том числе о свободном ис­ поведании любой религии или возможности не исповедовать никакой. 28 февраля 1918 г. всем губисполкомам и горисполкомам было на­ правлено специальное циркулярное письмо «Об отношении к религиозным обществам», в котором отмечалось, что декрет «...заложил прочное осно­ вание освобождению трудовых масс от насильственного навязывания... вероучений, и верующим и их обществам декрет обеспечил полную воз­ можность думать, верить и учить согласно внутреннему убеждению...»3. Подобный взгляд на значение декрета надолго укрепился в советской пра­ вовой и исторической литературе. Главным образом, подчеркивалась «ос­ вободительная» роль нового законодательства: советская власть «...борется лишь за то, чтобы церковь, религия, духовенство перестали быть орудием государственной власти, порабощения и эксплуатации неимущих...»4, «...от­ казывается использовать это старое орудие управления (Церковь. - Ю.Б.) и господства над массами...»5. 1 Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1917-1927 годах // Вопросы исто­ рии. - 1993. - № 8. - С. 42. 2 Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и доку­ менты по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995.-К н . 1 .- С . 113-115. 3 Государственный архив Мурманской области (ГАМО). - Ф. 74. - On. 1. - Д. 16. —Л. 3. 4 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 8 9 .-О п . 4 . - Д . 1 .-Л . 1. 5 Красиков П.А. Избранные атеистические произведения. - М.: Мысль, 1970. - С. 194. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz