Бардилева, Ю. П. Изъятие церковных ценностей на Европейском Севере (1922 г.) // IV Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Департамент экон. развития Мурм. обл., Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2007. - С.51-59.

включены монеты из золота и серебра, и все изъятое (за исключением медных изделий и монет) оценено на сумму 1 млн 792 тыс. 771 р .1 В Вологодской губернии верующие и их организации, узнав о голоде в Поволжье, сразу же приступили к сбору средств для помощи им. Практико­ вался сбор денег во время богослужений, на тарелку членам приходских об­ щин, в специально устроенные в храмах кружки, а также обход прихожан по домам и перед святыми образами в государственных учреждениях. Уже в ок­ тябре 1921 г. в фонд Помгола поступили денежные пожертвования от верую­ щих г. Вологды (например, от рабочих свечного завода, канцелярии Вологод­ ского епископа, прихожан кафедрального собора и др.). В феврале 1922 г. в Вологде было проведено 3 духовных концерта знаменитого московского архи­ диакона К.В. Розова и хора Воронина, средства от которых (54 996 ООО р.) пош­ ли в фонд голодающих2. Вологодская же городская комиссия по изъятию цер­ ковных ценностей была утверждена 8 марта 1922 г. Вскоре утверждена была и губернская комиссия. Помимо этого, по линии партии и силовых структур в губернии действовала секретная комиссия, призванная осуществлять контроль и надзор за проведением изъятий. Официальная работа по изъятию началась 17 марта 1922 г. с обследования Вологодского кафедрального собора. При проведении изъятий серьезных столкновений властей и верующих в губернии не происходило. Во многом это объясняется соответствующей позицией духо­ венства. Так, на собрании духовенства всех церквей г. Вологды во главе с ар­ хиепископом Александром (Надеждиным) единогласно была принята резолю­ ция о необходимости помощи голодающим, призывающая всех верующих спокойно отнестись к святому делу, подчеркнув, что она не одобряет поступ­ ков тех, кто противится изъятию. Однако наблюдались и случаи протеста. В Воронцовской волости священник Н. Куратов заявил, что снятие икон с места является богохульством, а в толпе верующих раздавались выкрики о том, что «...коммунисты проклятые обирают храмы, гнев Господа падет на их голову, прикоснувшиеся к святыням ослепнут, отнимутся руки...». В ноябре 1922 г. Вологодскому уезду передали в Ревтрибунал дела на священников Н. Журавлева, И. Шадрина, общину верующих Иоанно-Богословской церкви Вепревской волости за сопротивление изъятию и укрывательство ряда предме­ тов от комиссии. 12 мая 1922 г. вынесены были обвинительные приговоры на­ стоятелю Вологодского кафедрального собора Казанскому и членам приход­ ского совета за сокрытие инвентарных книг по описи драгоценностей собора'. Оценка же деятельности комиссий была неоднозначной: с одной стороны, от- мечатось, что уездные комиссии часто идут на уступки духовенству и приход­ ским советам, оставляя множество ценностей в церквях, а с другой - заявля­ 1Басова Н.А. Указ. соч. - С. 107. 2 Спасенкова И.В. Православная традиция русского города в 1917-30-е гг. (на материалах Вологды): Дис. . ..канд. ист. наук. - Вологда, 1999 - С. 45-46, 50. 3 Спасенкова И.В. Указ. соч. - С. 49, 54; Государственный архив Вологодской области (ГАВО ).-Ф 261.-О п . 1 .-Д . 160. - Л. 51-51 об ; Ф 889. - Оп. 1 - Д . 9. - Л. 122-об„ 123; Nemo. Дело о сокрытии ценностей // Красный Север. - 1922. - 14 мая - С. 2. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz