Бардилева, Ю. П. Изъятие церковных ценностей на Европейском Севере (1922 г.) // IV Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Департамент экон. развития Мурм. обл., Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2007. - С.51-59.
сов1. Из Мурманской Никольской церкви было принято в пользу голодающих 5 млн 620 тыс. р., а из Чаваньгского прихода - 30 тыс. р.2 На территории Кан далакшского, Княжегубского и Ковдского приходов, входивших тогда в состав Олонецкой губернии (Карелия), все обстояло не так просто. На Пасхальной за утрени в апреле 1922 г. священник Кандалакшского прихода Н. Кузнецов об ратился к верующим с призывом оказать помощь голодающим и на деле дока зать, что они истинные христиане. Командир желполка после этого произвел денежный сбор. Как отмечалось в газете «Карельская коммуна», «... побольше бы таких искренних христиан, тогда скорее бы спасли мы погибающих По волжья». Однако уже месяц спустя верующие кричали, что ничего не отдадут, что никакого голода нет, все это вранье, а священнику угрожали оттаскать его за волосы. Однако им все же удалось прийти к некоему компромиссу. В Кан далакше верующие самостоятельно собрали драгоценные вещи на 200 р. се ребром (в числе ценностей были 60 р. золотом). Ковда и Кереть последовали их примеру, а в Княжой губе из-за отсутствия церковных ценностей граждане собрали 300 пудов сельди в пользу голодающих3. Сбор средств (продуктов и денег) в Карелии в помощь голодающим велся церковными общинами по приходам еще с осени 1921 г., при этом все собранное, согласно указу управлявшего епархией епископа Евфимия, они должны были направлять в Самарский епархиальный комитет «через правительственные уч реждения (волисполкомы, сельсоветы и пр.)». Приходские советы в первую очередь жертвовали не предметы церковной утвари, а деньги, продукты пита ния (прежде всего, муку), ювелирные изделия, одежду и пр.4 В местных газе тах с февраля 1922 г. появились призывы к верующим оказывать помощь нуж дающимся: «...Религиозные об-ва в пределах КТК должны широко использо вать данный источник средств, как в пользу голодающих, так и разоренных местностей в KTK»S. Представляют интерес и предложения некоторых в этот период «...устроить добровольный сбор денег, вещей и продуктов в пользу го лодающего Поволжья... просить священников в проповедях возможно чаще обращаться к прихожанам с просьбой о помощи... завести в церкви 1-2 круж ки для сбора денег... повысить плату на свечи, поминовения и т.п. <...> все имеющееся в церквах золото, серебро и драгоценности..., лишние колокола и вещи пожертвовать в пользу умирающих от голода братьев...»6. ‘ ГАМО .-Ф . 106. - Оп. 1 .-Д . 18. - Л. 6, 8; Ф. 77. - Оп. 1 .-Д . 1 4 .-Л . 16 2Там ж е.-Ф . 106.-О п . 1 .-Д . 18.- Л . 5; Ф. 15-И .-Оп. 1 .-Д . 5 .- Л . 6. 3По нашему краю // Карельская коммуна. - 1922. - 29 апреля. - С. 3; Отрицают голод // Ка рельская коммуна. - 1922. - 29 мая. - С. 3; Коттарайнен. Сдают ценности // Карельская коммуна. - 1922. - 8 июня. - С. 3. 4 Басова Н А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 гг.: Дис. ... канд ист. наук. - Петрозаводск, 2006. - С. 107. 3Отсталый. Как усилить помощь голодающим// Карельская коммуна. - 1922. - 12 февраля. - С. 2. 6 Иванов К.В. Людоедство на Волге (голос верующего) // Карельская коммуна. - 1922. - 17 февраля. - С. 2. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz