Бардилева, Ю. П. Изъятие церковных ценностей на Европейском Севере (1922 г.) // IV Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Департамент экон. развития Мурм. обл., Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2007. - С.51-59.

сов1. Из Мурманской Никольской церкви было принято в пользу голодающих 5 млн 620 тыс. р., а из Чаваньгского прихода - 30 тыс. р.2 На территории Кан­ далакшского, Княжегубского и Ковдского приходов, входивших тогда в состав Олонецкой губернии (Карелия), все обстояло не так просто. На Пасхальной за­ утрени в апреле 1922 г. священник Кандалакшского прихода Н. Кузнецов об­ ратился к верующим с призывом оказать помощь голодающим и на деле дока­ зать, что они истинные христиане. Командир желполка после этого произвел денежный сбор. Как отмечалось в газете «Карельская коммуна», «... побольше бы таких искренних христиан, тогда скорее бы спасли мы погибающих По­ волжья». Однако уже месяц спустя верующие кричали, что ничего не отдадут, что никакого голода нет, все это вранье, а священнику угрожали оттаскать его за волосы. Однако им все же удалось прийти к некоему компромиссу. В Кан­ далакше верующие самостоятельно собрали драгоценные вещи на 200 р. се­ ребром (в числе ценностей были 60 р. золотом). Ковда и Кереть последовали их примеру, а в Княжой губе из-за отсутствия церковных ценностей граждане собрали 300 пудов сельди в пользу голодающих3. Сбор средств (продуктов и денег) в Карелии в помощь голодающим велся церковными общинами по приходам еще с осени 1921 г., при этом все собранное, согласно указу управлявшего епархией епископа Евфимия, они должны были направлять в Самарский епархиальный комитет «через правительственные уч­ реждения (волисполкомы, сельсоветы и пр.)». Приходские советы в первую очередь жертвовали не предметы церковной утвари, а деньги, продукты пита­ ния (прежде всего, муку), ювелирные изделия, одежду и пр.4 В местных газе­ тах с февраля 1922 г. появились призывы к верующим оказывать помощь нуж­ дающимся: «...Религиозные об-ва в пределах КТК должны широко использо­ вать данный источник средств, как в пользу голодающих, так и разоренных местностей в KTK»S. Представляют интерес и предложения некоторых в этот период «...устроить добровольный сбор денег, вещей и продуктов в пользу го­ лодающего Поволжья... просить священников в проповедях возможно чаще обращаться к прихожанам с просьбой о помощи... завести в церкви 1-2 круж­ ки для сбора денег... повысить плату на свечи, поминовения и т.п. <...> все имеющееся в церквах золото, серебро и драгоценности..., лишние колокола и вещи пожертвовать в пользу умирающих от голода братьев...»6. ‘ ГАМО .-Ф . 106. - Оп. 1 .-Д . 18. - Л. 6, 8; Ф. 77. - Оп. 1 .-Д . 1 4 .-Л . 16 2Там ж е.-Ф . 106.-О п . 1 .-Д . 18.- Л . 5; Ф. 15-И .-Оп. 1 .-Д . 5 .- Л . 6. 3По нашему краю // Карельская коммуна. - 1922. - 29 апреля. - С. 3; Отрицают голод // Ка­ рельская коммуна. - 1922. - 29 мая. - С. 3; Коттарайнен. Сдают ценности // Карельская коммуна. - 1922. - 8 июня. - С. 3. 4 Басова Н А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 гг.: Дис. ... канд ист. наук. - Петрозаводск, 2006. - С. 107. 3Отсталый. Как усилить помощь голодающим// Карельская коммуна. - 1922. - 12 февраля. - С. 2. 6 Иванов К.В. Людоедство на Волге (голос верующего) // Карельская коммуна. - 1922. - 17 февраля. - С. 2. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz