Бардилева, Ю. П. Изъятие церковных ценностей на Европейском Севере (1922 г.) // IV Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Департамент экон. развития Мурм. обл., Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2007. - С.51-59.

места уполномоченные вернулись обратно ни с чем, т.к. верующие заявили, что лучше умрут около церквей, чем что-либо из них отдадут. Уполномочен­ ным угрожали петлей и прорубью. В г. Онега верующие решили заменить цер­ ковные вещи собственными пожертвованиями. В г. Пинега произошел раскол в мнениях между священником Гурьевым и общиной верующих. Последние под руководством председателя культа верующих Драчнева отказались от вы­ дачи церковных ценностей*. Примером раскола в среде духовенства и мирян по вопросу об изъятии ценностей служит г. Архангельск. Здесь на заседании верующих архангельских церквей 9 апреля 1922 г. заявили, что выдадут лишь 2,5 пуда серебра из всех храмов и не позволят их грабить, а бывший торговец Манаков заявил, что Патриарх Тихон должен обратиться к западным державам за помощью, предложив в залог церковные ценности. А вот архангельский епископ как «... дальновидный и гуманный человек < ...> обратился к духо­ венству епархии с телеграммой разъяснять верующим необходимость изъятия ценностей для голодающих и этим много помог работе комиссии. Духовенство раскололось... в пролетарских районах - в Соломбале, на “Быку” - причты церквей и коллективы верующих пошли навстречу комиссии ... Не то наблю­ далось в буржуазных районах... Протоиерей Михаило-Архангельской церкви Михаил Попов очень некорректно принял комиссию... Монахи Михаило- Архангельского монастыря принялись было увещевать членов комиссии, на­ зывая их “заблудшими овцами”». Действительно, в телеграмме владыки ука­ зывалось «... что комиссия по изъятию церковных ценностей бережно отно­ сится к чувствам верующих, оставляет в храмах все необходимое по канониче­ ским правилам для богослужения. Духовенство должно иметь совещательный голос, не вмешиваясь в решения прихожан, которые ведают имуществом, при­ нятым ими по соглашению. Необходимо, чтобы духовенство объяснило ис­ тинную суть постановления об изъятии ценностей и убедило верующих пойти навстречу Советской власти ради спасения голодающих, согласно вновь из­ данному положению об участии Православной церкви в деле помощи голо­ дающим. Предлагаю установить тарелочный сбор в церкви и вещами по при­ ходским селениям. Все суммы сдаются благочинному и последний [сдает их] в местную комиссию помгол ежемесячно»2. На заседании президиума Шенкурского укома ВКПб 10 апреля 1922 г. мнения членов уездной комиссии по поводу форм и методов изъятия церков­ ных ценностей разошлись. Одни рекомендовали на местах отказаться или воз­ держаться от резкостей в процессе изъятий и указали, что когда в городе не обостряли отношений с верующими, то достигали удовлетворительных ре­ зультатов по изъятию, не затрагивая беднейших церквей, другие же отмечали, что комиссия при изъятии проявила мягкотелость и коллективы верующих на­ чали выдвигать новые, якобы канонические, правила. Заявлялось также о не­ обходимости усилить агитацию, в том числе и в печати, а с началом навигации 1ГААО. Отдел ДСПИ. - Ф. 1. - On. 1, - Д: 566. - Л. 23, 26, 27. 2 Там же - Ф. 5045. - On. 1 .- Д. 3. - Л. 35; Ф. Р-571. - Оп. 2. - Д. 8. - Л. 30. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz