Бардилева, Ю. П. Изъятие церковных ценностей на Европейском Севере (1922 г.) // IV Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Департамент экон. развития Мурм. обл., Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. – Мурманск, 2007. - С.51-59.

Тихоновского Богословского института, общее количество репрессированных в 1921-1923 гг. составило 10 тыс. человек, из которых расстрелян каждый пя­ тый - всего около 2 тыс.1 Проведение кампании по изъятию церковных ценностей затронуло и гу­ бернии Европейского Севера. В г. Архангельске губернская комиссия по изъя­ тию ценностей из церквей и монастырей была создана 4 марта 1922 г. На пер­ вом заседании комиссии 5 марта 1922 г. участвовали также епископ Архан­ гельский Антоний (Быстров) и В.П. Гагарин - представитель объединенных коллективов верующих г. Архангельска и его районов. Они высказались за не­ обходимость оставления в церквях особо чтимых икон, предметов богослуже­ ния из драгоценных металлов. Объединенное собрание представителей кол­ лективов верующих г. Архангельска, состоявшееся 13 марта 1922 г., выступи­ ло против изъятий. Вместо этого было предложено «через высшие духовные власти закупить хлеба за границей под залог ценностей на 3 года»". Но губернская комиссия уже 14 марта приняла решение о начале экс­ проприации. Сводки о ее деятельности, а также о работе уездных комиссий публиковались в архангельской газете «Трудовой Север». И если в самом г. Архангельске выступлений против изъятий практически не наблюдалось, то об уездах этого сказать нельзя. Например, в Вознесенской волости Архангель­ ского уезда верующие постановили ценности не отбирать, а на нужды голо­ дающих собирать хлеб; жители Патракеевской волости усомнились, что цен­ ности попадут голодающим. Жители ряда сел и деревень Емецкого уезда кате­ горически отказались отдавать ценности, не прислушиваясь к призывам свя­ щенников избегать конфликтов. Они говорили, что отдадут ценности лишь под силой оружия, что виноваты в голоде коммунисты, которым следует отка­ заться от власти, и тогда заграничные капиталисты помогут голодающим. В Соломбале 3 женщины ходили по домам и агитировали против изъятия цер­ ковных ценностей, распространяли антисемитские взгляды, говоря, что все идет от евреев. Здесь же группа сотрудников Отдела Народной Связи во главе с Инниным вела подобную пропаганду, утверждая, что большевики грабят церкви и ничего им больше не надо выдавать". В информационных сводках в адрес ГПУ г. Москвы 1 и 5 апреля 1922 г. отмечалось, что настроение в ряде уездов (Емецком, Печорском) в связи с изъ ■ ятиями весьма плохое. В Печорском уезде командированные для изъятий на 1 Васильева О.Ю Указ. соч. - С. 45; Кашеваров А Н. Указ. соч. - С. 238-239; Кривова Н А Власть и Церковь в 1922-1925 гг. - М.; Серия «Первая монография», АИРО-ХХ, 1997. - С. 155. " Михайлов С.В Государство и Церковь: отношения органов власти, религиозных органи­ заций и верующих на Архангельском Севере в 1918-1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - Архангельск, 1998 - С. 117-118. 3 Михайлов С.В Указ.соч. - С. 118-119; Государственный архив Архангельской области (ГААО). Отдел документов социально-политической истории (ДСПИ) (бывш. Государст­ венный архив опщественно-политических движений и формирований Архангельской об­ ласти - ГАОПДФ АО - Ф 1 - On 1. - Д. 566. - Л. 21, 31). 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz