Бардилева, Ю. П. Отец Константин Мелетиев – настоятель Благовещенского собора г. Колы // II Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Фонд "Кол. энцикл.", Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2005. - С.182-187.
Верующие же в своем обращении отмечают один существенный факт, который этому выводу весьма противоречит: в 1934 г. молитвенное зда ние было подвергнуто осмотру приглашенными из г. Москвы инжене ром Волошиным и инженером-архитеісгором Никитиным, имевшими академическое образование и свыше сорока лет практики. И тот и дру гой засвидетельствовали прочность здания, указав на незначительные дефекты первоначальной постройки, которые в течение лета того же года силами двадцатки были устранены. Не ограничиваясь обращениями и призывами к голосу разума, веру ющие двадцатки обратились с иском в Мурманскую окружную прокура туру с требованием разобраться в незаконном закрытии храма. К сожа лению, все усилия верующих оказались тщетными: 28 октября 1938 г., после более чем года переписки, Президиум Ленинградского облиспол кома утвердил решение о закрытии церкви и запрете проводить в ней богослужения. Утешало одно: ликвидировать храм не стали, обязав мест ные власти провести его капитальный ремонт в шестимесячный срок1. Лишь спустя шестьдесят с лишним лет храм вновь вернули верующим! (прим. - до 1990-х годов был кратковременный период функционирова ния церкви - с 1946 по 1959 гг., однако потом храм закрыли по очеред ному сфабрикованному против священнослужителя делу.) Однако, закрыв храм, местная власть не была уверена до конца в том, что верующие прекратят активное отстаивание своих прав в выше стоящих государственных и партийных инстанциях. Требовалось лик видировать крепкую церковную двадцатку. Для этого как нельзя лучше подходил арест ее видных представителей и, безусловно, опекавшего ее священника - отца Константина Мелетиева. Во многом положение отца Константина осложнялось в глазах вла стей его перепиской и личными контактами с видными деятелями Рус ской Православной церкви тихоновского направления - архиепископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) и митрополитом Ленинградс ким Алексеем (Симанским)2, будущим Патриархом Русской Православ ной Церкви Алексием I. Хотя ничего удивительного в этом общении не было, Мурманский округ на тот момент был частью Ленинградской епар хии (с июня 1936 г.)3. В ходе изнурительных допросов, повторявшихся изо дня в день и часто начинавшихся ближе к полуночи, отца Константина пытались ули чить в развертывании «бешеной» агитации контрреволюционного и антисоветского характера. Однако отец Константин настаивал, что ни какой агитационной работы он не проводил, хотя, зачитав постановле 1ГАМО. - Ф . Р -1 6 2 ,-О п . 1 . - Д . 1172.- Л . 35, 47. 2 Там ж е . - Ф . 140.- О п . З . - Д . 5641/2.- Л . 11, 12. 3 Там же. - Ф. И -16. - On. 1. - Д. 248. - Л. 30. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz