Бардилева, Ю. П. Отец Константин Мелетиев – настоятель Благовещенского собора г. Колы // II Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Фонд "Кол. энцикл.", Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2005. - С.182-187.

стантину в сложные тридцатые годы удалось противостоять мощному агитационному воздействию местного Союза воинствующих безбожни­ ков, комсомольским и партийным ячейкам, разворачивавшим активную деятельность по проведению всяческих кампаний атеистического толка (например, «комсомольское рождество», «октябрины» и т.д.), и сплогіп ь вокруг себя верующих края. IІеслучайно поэтому, что в обвинении упо­ минается об организации демонстративного шествия верующих в сель­ совет с требованием разрешить открыть закрытую якобы из-за отсут­ ствия ремонта Благовещенскую церковь, о Пасхальном богослужении в г. Кола, на которое съехалось около 800 человек из ряда регионов Мур­ манского округа. Деятельность отца Константина и вверенной ему цер­ ковной двадцатки во многом способствовала и тому, что в крае начался сбор средств на постройку новой церкви1. Вообще закрытие Кольского Благовещенского собора и арест отца Константина неразрывно связаны друг с другом. Еще в июне 1937 г. инженером госстройконтроля Мурманского округа и представителями поселкового совета Колы был подписан акт, утверждавший: колокольня собора угрожает жизни граждан своим падением, стены и перекрытия здания близки к обвалу, а сам собор не подлежит предупредительному ремонту и эксплуатации2. Остается лишний раз удивляться, насколько лукавили власти, которые вспоследствии смогут весьма длительное время использовать «ветхое» здание и как полевую кухню, и как школьные мастерские, и как музей! Возможно, административному сектору Мурманского окружного исполкома и удалось бы провести в жизнь решение о сносе здания собо­ ра3XIX века постройки, если бы не деятельность верующих под руко­ водством отца Константина. Представители церковной двадцатки напра­ вили во ВЦИК, в Москву, на имя Калинина ходатайство о защите рели­ гиозных интересов и местного храма, в котором подчеркивали, что все местные антирелигиозные выступления проходят в оскорбительном для верующих духе и что единственным действенным способом антирели­ гиозной «пропаганды» местные власти признают повальное закрытие храмов. Сообщают они и о том, как проходило очередное закрытие Коль­ ского Благовещенского собора (прим. - ранее его временно закрывали в 1934 г.): «На этот раз Риком была создана удивительная комиссия. Тако­ вая явилась с топором и не менее как пятикилограммовым железным гвоздем, в поисках трещин. Изрубили снаружи стену, северный угол здания, навыворачивали кирпичей, сделали несколько фотоснимков. Такой комиссии нам и во сне не снилось»4. Комиссия вынесла однознач­ ное решение о нерентабельности и нецелесообразности ремонта. 1ГЛМО. - Ф . 140. - О п . 3. - Д. 5641/2. - Л. 5, 6. 2Там же. - JI. 8. 3Там же. - Ф. Р-162. - Оп. 1 . - Д . 1172. - Л. 10. 4 Там же. - Л. 31, 31 об. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz