Бардилева, Ю. П. Отец Константин Мелетиев – настоятель Благовещенского собора г. Колы // II Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Фонд "Кол. энцикл.", Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2005. - С.182-187.

ти и ее местных органов обвинениям. Для этого проанализируем дея­ тельность как самого отца Константина, так и вверенного ему Благове­ щенского собора и общины верующих. Отец Константин родился 20 мая 1884 г. в семье священника. С 1894 по 1909 гг. учился в г. Архангельске: сначала в духовном учили­ ще, затем в духовной семинарии. С самого начала своей духовной дея­ тельности, окончив по II разряду («хорошист») семинарию и в августе 1909 г. рукоположенный в сан диакона и в сан священника, он до конца своих дней оказался связанным с Кольским краем. В 1909 г. он одномо­ ментно стал настоятелем Кольского Благовещенского собора, законо­ учителем Кольского одноклассного приходского училища и заведующим Кильдинской церковно-приходской школы. С 1911 г. Указом Архангель­ ской Духовной Консистории утверждался в звании члена благочинни- ческого совета, а впоследствии стал бессменным благочинным нашего края наряду с протоиереем Василием Мартыновым. В обвинительном меморандуме, где наряду с К.М. Мелетиевым ука­ зываются умерший до следствия председатель церковной двадцатки г. Колы Леонтий Николаевич Яргин и член церковной двадцатки Дмитрий Акимович Немчинов, отмечалось, что при единственной действующей в Мурманском округе церкви (прим. - церкви Ковды и Кандалакши не учитывались, так как входили в административном отношении в состав Карельской АССР) ведется большая агитация, направленная на вовлече­ ние в церковную работу рабочих и колхозников по сохранению церкви, что новая Советская, «Сталинская», Конституция трактуется ими как разрешение на открытие новых церквей и основание для борьбы против притеснений в отношении религии1. Последнее рассматривалось влас­ тью как «извращение сталинской Конституции». Действительно, принятый в 1936 г. новый Основной Закон государ­ ства даровал избирательные права лицам, ранее их не имевшим из-за религиозных убеждений, провозгласил свободу совести и право на ан­ тирелигиозную пропаганду вроде бы на равных условиях, но нигде не указывалось на какие бы то ни было послабления в деле открытия церк­ вей. Лишь в 1930 г. в секретных циркулярах местным административ­ ным отделам предписывалось более тщательно изучать все материалы и ходатайства по закрытию храмов, дабы не вызывать массового протеста верующих против повальной ликвидации молитвенных зданий. Многи­ ми верующими и священниками это воспринималось неким, хотя бы и временным, послаблением в вопросах исповедания веры. Однако дело Мелетиева было направлено не против абстрактных разговоров о свободе совести. Власти были раздражены самим фактом продолжавшей существовать в г. Кола религиозной общины. Отцу Кон­ 1 ГАМО. - Ф. 140 (Управление МБ РФ (УФСБ) по Мурманской области). - Оп. 3. - Д. 5641/2.- Л . 5. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz