Бардилева, Ю. П. Особенности антирелигиозной пропаганды на Европейском Севере в 1920-1930 гг. // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.106-111.

Ю. П. Бардилева ОСОБЕННОСТИ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ В 1920—1930 ГГ. Среди первых мер антирелигиозного характера, начатых осуществ­ ляться советской властью, можно назвать принятие Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах, получившего впоследствии более распространенное название: «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» — вступившего в действие 23 января (5 февраля) 1918 г.1, кампанию по вскрытию святых мощей (1918— 1919 гг.), органи­ зацию с 1920 г. при губкомах партии антирелигиозных семинаров для подготовки квалифицированных пропагандистов2. 8 февраля 1922 г. всем обкомам, областным бюро и губкомам РКП(б) был адресован циркуляр № 228 «О постановке антирелигиозной пропаганды»3, а XI съезд РКП(б) в 1922 г. закрепил за издательством Главполитпросвета прерогативу быть прямым партийным издательством популярно-агитационной, антирели­ гиозной, марксистской литературы4. В 1922 г. появилась газета «Безбож­ ник», вокруг которой сразу же образовалось Общество друзей данной газеты, преобразованное в 1925 г. в Союз безбожников (с 1929 г. — Союз воинствующих безбожников)5. К 1924 г. среди основных направлений антирелигиозной работы укрепились следующие: коллективные чтения антирелигиозной литературы в кружках, клубах, избах-читальнях; лек­ ции и беседы антирелигиозного характера; борьба за «новый быт» и орга­ низация антирелигиозных вечеров. На местах велся учет численности местных религиозных общин, изъятой религиозной литературы, находив­ шейся в общественных библиотеках, проводились массовые чистки сре­ ди учителей на предмет их религиозности, создавались детские безбож­ ные организации. Рекомендовалось проводить «комсомольские пасхи» и «комсомольское рождество»6. Но несмотря на все усилия безбожников, в 1Русская Православная Церковь в советское время: Материалы я документы по исто­ рии отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. - М., 1995. - Кн. 1. - С. 113-115. 2 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М., 1999.- С . 79. ' ’ РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 60. - Д. 146. - Л. 50. 4 Васильева И. Г. Российское государство и религии ( І917-1920-е гг.). Уфа, 1998. - С. 56. 5Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси. России и СССР. М.: Биб­ лейско-богословский институт св. апостола Андрея. 1996. - С. 277, 278. 6 Разумов Д. С. Антицерковная политика советской власти, 1921-1929 гт. (По материалам Верхнего Поволжья): Дис. ... канд. ист. наук. - Ярославль, 1997. - С. 72; Савельев С. Бог и комиссары // Религия и демократия: На пути к свободе совести / Сост. А. Р. Бессмерт­ ный, С. Б. Филатов; под общ. ред. С. Б. Филатова, Д. Е. Фурмана. - М., 1993. - Вып. II - С. 175; РГАСПИ. - Ф . 17. - Оп. 60. - Д. 509. - Л. 6-8, 10-16. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz