Бардилева, Ю. П. Особенности антирелигиозной пропаганды на Европейском Севере в 1920-1930 гг. // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.106-111.

дества». Среди мероприятий антирелигиозного кружка г. Мурманска в 1923 г. указано проведение работы по изучению баптистов, устройство диспута между православными священниками и баптистским духовен­ ством, причем диспут предполагалось вызвать газетной кампанией, но, в крайнем случае, допускалось и прямое давление на священнослужите­ лей1. Однако как ни ратовали за проведение антирелигиозных кампаний, население далеко не охотно на них откликалось. В Тетринском волис- полкоме комсомольская ячейка отмечала, что «комсомольское рождество» здесь не проводилось, т. к. «.. .у рыбацкого населения засел глубокий ко­ рень религии...». Не случайно поэтому и секретарь Мурманского губко- ма PJIKCM Финкельштейн, и заведующий агитотделом Мурманского губ- кома РЛКСМ Зильберман подчеркивали, что «Комсомольская пасха, в отличие от предыдущих празднований, должна охватить максимум взрос­ лого населения рыбаков и оленеводов»2. В 1923 г. в местной печати появ­ ляются призывы читать и покупать атеистическую литературу, посещать антирелигиозные лекции. В периодической печати появляются разобла­ чительные статьи против священников3. В 1925 г. был создан Союз без­ божников в Мурманске, который распространял свою деятельность и на всю губернию. Однако даже на окружную конференцию, проходившую в 1929 г., из 500 городских и 300 деревенских безбожников прибыло лишь 25 человек. Уже в мае 1929 г. появилась статья «На антирелигиозном фронте», в которой подробнейшим образом обговаривались недочеты безбожников края: «Работники бюро ячеек союза безбожников совершен­ но не чувствуют себя ответственными за порученную им работу, кое-как проводя антирелигиозную пропаганду исключительно от случая к слу­ чаю — от пасхи до рождества. Существуют уголки безбожников, но ни­ какой действенной работы в них не ведется... Клубы также не ведут систе­ матической работы в этой отрасли.. ,»4Интересно, что в докладе Севкрай- кома ВКПб «О состоянии и перспективах антирелигиозной работы в крае» (30 августа 1930 г.) среди причин, осложняющих антирелигиозную рабо­ ту, были названы огромные площади и суровые природно-климатические условия края, недостаточность путей сообщения, культурная отсталость 1 ГАМО .-Ф . П -З .-О п . 1 .- Д . 7 4 .-J1 .4 2 , 42в;Д. 121.- Л . 2а-2д, 12, 51, 82а, 83, 88, 89; Ф. П-466. - On. 1. - Д. 121. - Л. 29; РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 60. - Д. 615. - Л. 3-5, 24. ; Там же. - Ф. П-466. - On. 1. - Д. 239. - Л. 1,2. 3 Религия и коммунизм, или поп в кооперативе // Полярная правда. - 1924. - 7 мая. - С. 2; Поповские трудники // Полярная правда. - 1924. - 25 июня. - С. 2; Поп - вымога­ тель // Полярная правда. - 1924. - 23 апреля. - С. 4. 4 Конференция союза безбожников // Полярная правда. - 1929. - 8 января. - С. 4; 14 мая. - С. 4. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz