Бардилева, Ю. П. Особенности антирелигиозной пропаганды на Европейском Севере в 1920-1930 гг. // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.106-111.

Самым активным антирелигиозником Карелии на протяжении 1920— 1950-х гг. был Виктор Иванович Клишко, награжденный в 1940 г. за многолетнюю антирелигиозную работу почетной грамотой и значком «Активист СВБ». К числу его «заслуг» можно отнести издание 6 антире­ лигиозных брошюр, организацию агитсудов над священниками в 1921 г., проведение первых в г. Петрозаводске «комсомольских пасхи и рожде­ ства» в 1923 г., организацию антирелигиозных докладов и концертов по радио в 1929— 1930 гг., активное участие в работе облсовета СВБ Каре­ лии и председательство в нем в 1939— 1941 гг., публикаций антирелиги­ озных заметок в местных и центральных изданиях периодической печа­ ти. Именно он выступил инициатором и организатором закрытия Петро­ заводского кафедрального собора, Петрозаводской заводской церкви, Соломенской, Сулаж-горской и других церквей. Он же способствовал про­ ведению кампании по прекращению колокольного звона и изъятию цер­ ковных колоколов в фонд индустриализации, инициировал последнее на территории Карелии вскрытие мощей Елисея Сумского в 1929 г.1 В качестве примера активной, но не очень успешной антирелигиоз­ ной деятельности можно привести работу соответствующих организа­ ций Мурманского округа. В основных задачах мурманских партийных организаций в деле антирелигиозной пропаганды (1922 г.) отмечалось, что «.. .в настоящее время, в особенности у нас на Мурмане, члены партии обнаруживают полное равнодушие, а в худшем случае и некоторое по­ слабление по отношению к религии и религиозным организациям». В то же время подчеркивалось, что все население побережья поголовно рели­ гиозно, а авторитет Церкви и священников стоит весьма высоко, так, что они буквально руководят населением. Было рекомендовано как можно скорее приступить к антирелигиозной пропаганде, а «...если духовен­ ство или община верующих начинает уклоняться... в сторону контрре­ волюции, немедленно возбуждайте против них законное преследование». Уже в марте 1923 г. был создан антирелигиозный кружок при агитотделе Мурманского губкома. Исходным пунктом для систематической антире­ лигиозной пропаганды должна была послужить «комсомольская пасха». Как видно из отчета мая 1923 г., данная акция успешно прошла в Коле и Мурманске, а в Александровске — нет, поскольку, по мнению антирели­ гиозников, «обывательское и лицемерное» население своей психологией подорвало данную кампанию. В том же Александровске не удалось «как следует» провести на следующий год и кампанию «комсомольского рож­ 1НА РК. - Ф . 2434. - On. 1. - Д. 3/24. - Л. 1--4. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz