Бардилева, Ю. П. Особенности антирелигиозной пропаганды на Европейском Севере в 1920-1930 гг. // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.106-111.
Самым активным антирелигиозником Карелии на протяжении 1920— 1950-х гг. был Виктор Иванович Клишко, награжденный в 1940 г. за многолетнюю антирелигиозную работу почетной грамотой и значком «Активист СВБ». К числу его «заслуг» можно отнести издание 6 антире лигиозных брошюр, организацию агитсудов над священниками в 1921 г., проведение первых в г. Петрозаводске «комсомольских пасхи и рожде ства» в 1923 г., организацию антирелигиозных докладов и концертов по радио в 1929— 1930 гг., активное участие в работе облсовета СВБ Каре лии и председательство в нем в 1939— 1941 гг., публикаций антирелиги озных заметок в местных и центральных изданиях периодической печа ти. Именно он выступил инициатором и организатором закрытия Петро заводского кафедрального собора, Петрозаводской заводской церкви, Соломенской, Сулаж-горской и других церквей. Он же способствовал про ведению кампании по прекращению колокольного звона и изъятию цер ковных колоколов в фонд индустриализации, инициировал последнее на территории Карелии вскрытие мощей Елисея Сумского в 1929 г.1 В качестве примера активной, но не очень успешной антирелигиоз ной деятельности можно привести работу соответствующих организа ций Мурманского округа. В основных задачах мурманских партийных организаций в деле антирелигиозной пропаганды (1922 г.) отмечалось, что «.. .в настоящее время, в особенности у нас на Мурмане, члены партии обнаруживают полное равнодушие, а в худшем случае и некоторое по слабление по отношению к религии и религиозным организациям». В то же время подчеркивалось, что все население побережья поголовно рели гиозно, а авторитет Церкви и священников стоит весьма высоко, так, что они буквально руководят населением. Было рекомендовано как можно скорее приступить к антирелигиозной пропаганде, а «...если духовен ство или община верующих начинает уклоняться... в сторону контрре волюции, немедленно возбуждайте против них законное преследование». Уже в марте 1923 г. был создан антирелигиозный кружок при агитотделе Мурманского губкома. Исходным пунктом для систематической антире лигиозной пропаганды должна была послужить «комсомольская пасха». Как видно из отчета мая 1923 г., данная акция успешно прошла в Коле и Мурманске, а в Александровске — нет, поскольку, по мнению антирели гиозников, «обывательское и лицемерное» население своей психологией подорвало данную кампанию. В том же Александровске не удалось «как следует» провести на следующий год и кампанию «комсомольского рож 1НА РК. - Ф . 2434. - On. 1. - Д. 3/24. - Л. 1--4. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz