Бардилева, Ю. П. Особенности антирелигиозной пропаганды на Европейском Севере в 1920-1930 гг. // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.106-111.

декабре 1928 г. на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о мерах по усилению антирелигиозной работы Е. Ярославский вынужден был зая­ вить, что активность церковников по-прежнему остается высокой. Он отметил, что актив религиозных организаций разных конфессий состав­ ляет около 1 млн человек и пользуется известным влиянием, проводя налаженную пропагандистскую работу1. В проведении антирелигиозной пропаганды на Европейском Севе­ ре, в масштабах современных Архангельской и Мурманской областей, Республики Карелия, можно выделить несколько этапов. Первоначаль­ ный этап (1918— 1921 гг.) напрямую связан с такими мероприятиями, как: поиск новых форм государственно-церковных отношений; решение вопроса о прекращении преподавания Закона Божия в школе; использо­ вание в разоблачительных, пропагандистских целях вскрытия мощей; пуб­ ликации в газетах о священнослужителях в духе сарказма; появление заметок на библейские темы весьма наивного содержания и писем свя­ щенников, снимавших с себя сан. В июле 1919 г. на I Архангельской губернской конференции РКП(б) было заявлено, что член партии не мо­ жет иметь никакого отношения к религии как к пережитку старой буржу­ азной идеологии (И. Булатов), что даже сочувствующий партии не может быть верующим (Тимме). Предложено было бороться с религией путем систематической пропаганды, однако «...избегая нетактичных выступле­ ний...», стараясь «...в деревне не задевать религиозный фанатизм, потому что он от этого усиливается»2. В то же время указывалось, что «...декрет был встречен массой недружелюбно...», причем отмечалась также и боль­ шая роль «проповедников религиозного культа» в его неприятии3. В Ка­ релии же первоначально из опасения перед массовым недовольством кре­ стьянства было решено притормозить осуществление вышеуказанного декрета. 20 июня 1920 г. губернский комиссариат просвещения вынес решение оставить в школе под разными предлогами вероучение и рели­ гиозные обряды4. С конца 1918 г. планировалось и проводилось вскры­ тие святых мощей в губерниях. В VIII (ликвидационный) отдел Нарко- мюста в январе 1920 г. из отдела юстиции г. Архангельска была направ­ лена телеграмма, в которой перечислялись святыни Архангельской 1РГАСПИ. - Ф. 89. - Оп. 4. - Д. 26. - Л. 1, 2. 2 РААО. - ДСПИ. - ГАОПДФАО. - Ф. І . - О п . 1 .- Д . 2 5 .- Л . 17, 18. 3Т а м ж е .- Ф . I. - Оп. І . - Д . 2 7 .- Л . 172. 4 Власьев Г. Е. О роли учительства Карелии в проведении в жизнь декрета о свободе совести в первые годы советской власти // Ученые записки Карельского педагогического института. - Петрозаводск, 1960. - Т. IX. - С. 37. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz