Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере. 1921 г.: реализация "новой религиозной политики" после революции и гражданской войны // 1921 год в судьбах России и мира: от Гражданской войны к послевоенному миру и новым международным отношениям / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова [и др.]. – Мурманск : МГГУ, 2011. - С.120-123.

рыстное и гуманное отношение властей. Если плата рабочего начиналась с 10 копеек за квадратную сажень жилплощади, то для священника с 3 рублей 50 копеек, а в крупных городах, если священник получал не менее трех тысяч дохода в год - 20 рублей. Поэто­ му большинство из числа духовенства вынуждено было снимать лишь угол в комнате7. В Мурманском благочинии Архангельской епархии в сентябре 1921 г. числилось уже лишь 10 приходов - три городских и семь сельских (Кольский, Мурманский, Алек­ сандровский, Кильдинский, Нотозерский, Ловозерский, Териберский, Гавриловский, Рындский и Китовский)8. Как следует из рапорта благочинного о. Константина Меле- тиева, настоятеля Кольского Благовещенского собора, число верующего населения со­ кратилось ненамного. Так, в г. Мурманске оно колебалось примерно в районе тысячи человек (хотя по клировой ведомости о Мурманской церкви их число значительно выше - около пяти с небольшим тысяч). Остальные же приходы были малочисленными: всего в среднем 250-300 человек. Наиболее малочисленный приход - Китовский. Киль­ динский же приход хоть и упоминается, но он прекратил свою деятельность еще в 1917 г., а священник данного прихода, о. Николай Диомидов, перебрался в Пулозеро9. В связи с тем, что жалованье священникам назначалось не повсеместно или было невелико, а также из-за необходимости выполнять в соответствии с законодательством трудовую повинность, многие священнослужители Кольского полуострова вынуждены были наниматься на работу в светские учреждения. По данным на март 1921 г. священ­ ник Кольского собора Константин Мелетиев состоял в должности делопроизводителя при волостном отделе ЗАГСа, в Териберском волкооперативе и в местном профсоюзе рыбаков бухгалтером работал священник Алексей Копылов, священник Николай Азлов Никольской церкви г. Мурманска был делопроизводителем в уездном ЗАГСе. Священ­ ник в с. Поное работал мастером по починке телеграфных аппаратов, секретарем по вы­ борам значился священник в Тетринской Рыбозверпромышленной трудовой артели, в Ловозерском волисполкоме работал священник М. Распутин (должность не указана). Характерно, что Кольско-Лопарский волисполком заявил о незаменимости своего ра­ ботника - священнослужителя, а вот в Тетрино и Териберке волисполкомы готовы были их заменить «без ущерба делу»10. Вопрос о заинтересованности волисполкомов в этих работниках был поставлен не случайно. По уже упомянутому закону 1921 г. труд свя­ щенников в советских учреждениях ограничивался рядом должностей. Работа в качест­ ве делопроизводителей в него не входила. Однако, опираясь на данные об их незамени­ мости, Архангельский губотдел управления отстоял работников из числа духовенства перед Административным отделом НКВД11. С 1921 г. Архангельская Епархиальная канцелярия начинает налаживать в новых условиях отношения со своими удаленными приходами. В 1921 г. среди вопросов неот­ ложного характера, стоящих перед епархией, были поставлены следующие: «...растет неверие, падает нравственность, подрастает поколение неоглашающихся Законом Бо- жием, прекратилась подготовка просвещенных пастырей. Епархия лишилась свечного завода...». Епархиальное начальство, обращаясь к своим приходам, просит обсудить, а по возможности и внести предложения по данным вопросам12. Одной из проблем сложного времени стала крайняя нищета приходов и невозмож­ ность нормального содержания священников. В связи с этим ряд священников стал са­ мовольно покидать вверенные им приходы. В вину им также епархиальными властями вменялось и то, что они «.. .без нужды и самовольно меняют свои священные одежды на светские, стригут волосы, ходят на охоту, посещают спектакли и т.п., что не подобает иерею и запрещено правилами церкви». Отмечается и то, что монашествующие 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz