Балашов, Д. М. Сказки Терского берега Белого моря / Акад. наук СССР, Карел. фил., Ин-т яз., лит. и истории ; изд. подгот. Д. М. Балашов. - Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1970. - 446, [1] с.
Одной из популярнейших терских волшебных сказок является сказка на сюжет «поисков мужа» («Ам ур и Психея»). Герой тут «неведомый мужик», приходящий к девушке по ночам, или необы чайный жених-шар — «золота головка» (персонаж, имеющийся также у северных карел). Идя на поиски, героиня всегда берет железные лапти, посох, просвору, а потом выкупает мужа у бабы- яги, добиваясь, чтобы он проснулся и узнал ее. Иногда героиня выполняет тяжелую работу или поручение бабы-яги, связанные со смертельным риском. Заметно, что сказки этого характера до стигли некоторого максимального обобщения в образах и кон струкции сюжета. Может быть, рискованно сказку сопоставлять с жизнью. Сказка, как произведение «сочиненное», может как раз «воспол нять недостающее», то, чего нет в жизни. Но, кажется, можно все же провести параллель между судьбами местных женщин-поморок, с постоянными долгими и опасными отлучками мужей, и излюб ленным сюжетом сказок о самостоятельной и мужественной геро ине, разыскивающей потерянного супруга. Другой популярнейший сюжет с центральным женским персо нажем— типа «Золушки». Терская Золушка — это третья сестра, «пульница-слинница», неумелая грязнуля, но она не бросает встречного старика в дороге, обмывает и обихаживает его, за что и получает от старика чудесные дары, превращающие ее в краса вицу (обычно волшебную клюшечку, открывающую «камень Ла- тырь», в котором находятся богатства и чудесный конь). Показа тельно, что как раз то, что Золушка — третья (младшая) сестра, и то, что она получает от старика чудесную клюшечку, является особенностью этого сюжета у северных карел (см. настоящий сбор ник, № 25 ). В сюжете «Чудо чудное, диво дивное», где поповы гости по слову работника прилипают друг к другу, работник получает свой необыкновенный дар от дерева в лесу — это тоже подробность, встречающаяся в карельском фольклоре. Впрочем, перечислять здесь все сюжеты терских волшебных сказок, как и все частные параллели их с карельскими сказками, излишне. В отличие от волшебных сказок, сказок легендарного харак тера, отмеченных в указателе Аарне—Андреева, мы почти не встретили, как и житийных легенд, которых можно было бы ожи дать, учитывая влияние Соловецкого монастыря. Из народных легенд тут распространена лишь одна — про ан гела, сосланного на землю за то, что он пожалел вынуть душу из женщины (обработанная некогда Л . Н. Толстым). Любопытно, что в одном из рассказов (он помещен в комментарии) легенда эта приурочена к жизни одного из варзужских крестьян. Вари анты этого сюжета ярко различны, от атеистического по ряду з а 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz