Балашов, Д. М. Сказки Терского берега Белого моря / Акад. наук СССР, Карел. фил., Ин-т яз., лит. и истории ; изд. подгот. Д. М. Балашов. - Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1970. - 446, [1] с.

ство-то было р едко !»). Особенно прочувствованы эта пустота и безлюдье, поэтически преображенные в картины подземного цар­ с т в а— «земляной орды», в одноименной сказке Е. И. Сидо­ ровой. Непременной характерной чертой терских сказок (как волшеб­ ных, так и новеллистических) является также упоминание моря. Море, морские путешествия, морской царь, берег моря, куда вы­ ходит герой, проплутав в лесу, постоянно наличествуют в сказках. Интересно, что город, куда ездят сказочные герои, почти всегда «Архангельске», если уж они не отправляются за границу. Затруднительно выделить в волшебных сказках Терского бе­ рега наиболее излюбленные сюжеты — столь обильна и разнооб­ разна местная сказочная традиция. Очень упрощая, можно ска­ зать, что особой популярностью пользуются сказки двух групп. Сюжет первой — поездка героя, совершающего ряд подвигов, за­ канчивающаяся его женитьбой на царевне (борьба со змеем, добы­ вание «молодильных яблок», путешествие в подземное царство, куда герой попадает благодаря предательству своих спутников или братьев, и пр.). Сюжет второй группы — поиски героиней исчез­ нувшего мужа (реже — героем жены); здесь подвижничество за­ ключается уже не в совершении богатырских деяний, а в терпе­ нии, настойчивости и самоотверженности героини. Впрочем, сю­ жеты той и другой группы популярны и в целом по Русскому Северу. Из отрицательных персонажей особенно излюблены у терчан бабы-яги (я га , ягишня, сын яги, и т. д .), образы которых опреде­ ленно соответствуют образу бабы Сюоятар карельского фоль­ клора. Здесь я позволю себе сослаться на исследование У. С. Конкка, специально занимавшейся карельской сказкой.12 У. С. Конкка в предисловии к своему сборнику отмечает раз­ личный характер общерусской бабы-яги, встречающей героя на пути, в избушке на курьей ножке, и, после угрозы съесть, помога­ ющей ему в его поисках, и бабы Сюоятар, выступающей и в роли мачехи, и в роли женщины — соперницы героини, и пр. Баба-яга, аналогичная бабе Сюоятар карельского фольклора, почти непре­ менный персонаж каждой терской сказки (по замечанию Е. И. Си­ доровой: «Вот какие-то яги-бабы прежде были, все они вредили. В редкой сказке их нет, чтобы они не вредили в чем-нибудь!»). Наряду с нею в терских сказках существует и баба-яга из из­ бушки на курьих ножках, которая как раз чаще всего бабой-ягой и не называется, а просто «старушкой», — видимо, чтобы не пу­ тать ее с вышеназванным персонажем. 12 См.: Карельские народные сказки. Подготовила У. С. Конкка. М.—Л., 1963. В дальнейшем я пользуюсь не только данной книгой, но и любезно предоставленными мне У. С. Конкка устными консультациями по вопросу связей терских сказок с карельскими. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz