Балашов, Д. М. Сказки Терского берега Белого моря / Акад. наук СССР, Карел. фил., Ин-т яз., лит. и истории ; изд. подгот. Д. М. Балашов. - Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1970. - 446, [1] с.

— А скажи, прекрасный воин, что за рать побитая и кто побил? — Побил ее Иван, русский богатырь, за то, что у царя Феодула Змейдола есть дочь Кандаула Феодуловна, такая краса­ вица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Иван, русский богатырь, ее любит, и она его тоже, а отец не соглашается на брак. Иван, русский богатырь, хочет перебить все войска Феодула Змейдола, самого в плен взять, а дочку забрать за себя взамуж. Но я вижу: конь коня краше, молодец молодца удалее. Еруслан Лазаревич и ему дал несколько золотых монет и спросил: — Скажи, пожалуйста, где Иван, русский богатырь? — Поезжай прямо на восток, попадешь на конский след, там и найдешь! Завтра последнее будет побоище, и все войско пере­ бьет или самого в плен возьмет, а дочку замуж возьмет. Еруслан Лазаревич поспешил достать Ивана, русского бога­ тыря. У ручья неподалеку увидал белую палатку и подъехал к ней. Видит — по-сказанному, как по-писанному: Ивана, русского бога­ тыря, конь ест белоярову пшеницу. Еруслан припустил своего коня, Рош Вещего. Конь Ивана, русского богатыря, его коня по­ слабее и отошел есть мураву-траву. Еруслан Лазаревич заходит в палатку, видит — спит Иван, русский богатырь, крепко-накрепко после такой работы. И не желая тревожить глубокого сна, лег и заснул крепко-накрепко. Иван, русский богатырь, просыпается и видит незнакомого гостя. Вышел из палатки и видит — его конь отгонен, а чужой конь кушает белоярову пшеницу. Заходит обратно и начал будить незнакомого гостя: — Эй, вставай, бобыль или казак, или кто такой, и незва­ ный, непрошеный. . . Залез, как дома на полати! Да вставай, тебе так даром не пройдет, поехали сражаться — кто кого, и концы в воду! Еруслан Лазаревич говорит таковы слова: — Иван, русский богатырь! Я не пойду сражаться до тех пор, пока ты не принесешь мне напиться холодной воды! — Я , князь во князьях, богатырь во богатырях, да буду при­ носить какому-то бобылю или казаку холодной воды напиться? Это и в сказке не говорится! А у богатырей была священная клятва: жаждущего напоить, холодного обогреть, голодного накормить. Еруслан Лазаревич отвечает Ивану, русскому богатырю: — Ежели ты не принесешь мне напиться холодной воды, то я поеду по монастырям, по церквам, по городам, разнесу твое свя­ тое крещение (кл ятв у ), что голодного не накормил, жаждущего не напоил, холодного не обогрел. Тогда Иван, русский богатырь, берет свой золотой кувшин и идет к ручью почерпывать холодной воды. Приходит и подает Еруслану Лазаревичу. Еруслан выпивает и говорит таковы слова: 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz