Балашов, Д. М. Сказки Терского берега Белого моря / Акад. наук СССР, Карел. фил., Ин-т яз., лит. и истории ; изд. подгот. Д. М. Балашов. - Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1970. - 446, [1] с.
и на озере-то песню-то и запели. Я говорю: кузомляна, верно! А выехали из курьи — и никого нет. Многие из этих видений можно объяснить галлюцинацией, воображением, обманом слуха, чему способствовали пустота и ти шина северных лесов и тундр; отдельные детали порождены вы мыслом, увеличивающимся по мере распространения рассказа. В сборнике приведено несколько рассказов про унесенную нечи стым и спасенную девочку из Пялицы (самый полный записан от И. А . Кожиной), которые показывают, как прямо на глазах созда валась легенда. А начало ее нам объяснил Ефим Григорьевич Клещов: «потерялась в лесу девочка, ее искали, на третий день нашли, вот и все». Но все же одни естественнонаучные объяснения тут явно недо статочны. З а быличками ощутимо встают законы развития соци альной психологии, массового сознания народа. Законы эти очень мало изучены, но во всяком случае то, что принято воображением большинства, может в свою очередь влиять на человеческую жизнь, как и сугубо реальные явления действительности. В заключение разговора о быличках хочется обратить внима ние на ту интересную эволюцию, которую за полстолетия претер пел образ лешего в местных преданиях. Если раньше он был одет в серый домотканный кафтан, как раз такой, какие носили мест ные жители, лишь подоткнутая пола свидетельствовала о том, кто это такой, то теперь «костюм» лешего стал варьироваться, и ле ший, явившийся герою рассказа Арсения Дмитриевича Заборщи- кова (В ар зу га ), был уже чуть ли не в генеральской форме, с лен той через плечо. Случай пусть и частный, но показательный. Так своеобразно повлияла реальная действительность на эволюцию этого старинного персонажа народных легенд. В Тетрино сказок мы почти не записали, кроме нескольких детских от Анны Марковны Клещовой, знатока самых разных жанров фольклора, но в основном песенного. Т ак же не нашлось сказочников в Чапаме. Зато много сказок было записано в Пя- лице, а в Стрельне удалось познакомиться с замечательной ска зочницей и песенницей Авдотьей Петровной Стрелковой. Фольклор восточной части Терского района, начиная от Тет- рина, заметно отличается по сюжетам, напевам песен, особенно стям свадебного обряда от фольклора предшествующих деревень. Впечатление такое, что позднейшие влияния, распространявшиеся со стороны Архангельска, гораздо сильнее повлияли именно на эти села. Отличается и сказочный репертуар восточных деревень. Сказки здесь, как правило, короче, менее «эпичны», ряд сюжетов сатирического характера (о дураках, о бедном и богатом брате) известен только тут. В этих сюжетах зачастую действуют поме щики, незнакомые Русскому Северу, социальная действительность груба, контрасты богатства и бедности болезненно обнажены. Те же сюжеты наличествуют в репертуаре переселенцев из Воло 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz