Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

смотрят па свечи в руках у молодых. У кого свеча больше сго­ рит, тот меньше проживет. 13 церкви же невесте, отведя ее в сторону, наскоро делают женскую прическу, надевают повойник, чтобы дома уже сделать по-настоящему.1 По воспоминаниям, не обходилось и тут без курьезов. Шлн-то в церковь уже нз-За столов. «Л пьяный, помню, икону кверх ногами несет да поет: «Уточка, перевернись, барыня пере­ вернись» — «барышо» поет...» См о тр ен ь е .Из церкви молодую ведут опять закрытую ша- лыо, но уже в повойнике, в дом молодого. Она опять кланяется. Часть родных невесты — дядевьн и тетки — их называют «коробейники», за время венчания (в церковь они не идут) пе­ реносят приданое в дом жениха. «Пока ходили в церковь, пере­ носится в дом жениха посуда и перина, одеяло, постель вся». А. И. Катарина рассказывает: «К венцу уйдут, иевестнны-то места (постель) и несут коробейники в дом жениха и кровать настелят. Коробейников встречают. Шафера идут в церковь, а мы, стряпен, стречаем коробейников и угощаем. /Места-то при­ несут—’В своей-то деревне так всё несут, а ноезжашь, так и ве­ зешь с собой». Кровати были деревянные с дощатым основанием (и сейчас в каждой избе одна кровать такая, именно та, что сгопт справа от двери). Шафера перестилают все, даже доски основания пе­ реворачивают на испод. «Доскп перевернут у кровати, все места уберут жениховы, а невестины ложут». Распоряжается этими приготовлениями обычно мать жениха.2 К приходу молодых ш церкви все должно быть уже готово. Шафера тем временем со­ бирают ближнюю родню в дом к жениху на смотренье, или «приводный стол». О приданом здесь, на Терском берегу, не заботились так, как в центральных областях, сильнее затронутых торгово-денеж­ ными отношениями. «В других местах едут приданое смотреть. У пас того nt было,— рассказывала Е. Д. Конева.— А там надо, чтобы ко­ стюм б|> 1 л жениху у невесты. У нас-то этого не было». 1 Уже по этому одному пмдно, что цсркопмос венчание истлвлсио п яз ческим свадебный обряд довольно неуклюже, м неуклюжесть эта мг исчезла и через десять пекоп христианства. Вот еще характерным бытовом эммзол той эпохи (1920-х годов), когда старые, патриархальные отношения уступили натиску новых, современных. Сын — дело было в Варзуге — женился вопреки поле матери. "Коробом ииьи прпиеслм::п 0 стель: «Куда положить?» «Л в хлев!» «Уж к,зк в хлев . В семи хоть положим». Утром встала молола»: «Мама, что мне делан.5» «А какая и тебе мама!» Му, какая уж тут жмзмь будет. Немного пожили и уехали и Кан ­ далакшу... Она такая была богатая, мать-то. величалась. В церковь прилет — первая после нова. А голы прошли, и не стало ничего теперь. О ,шло олни был у нее». ‘П

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz