Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

А. И. Катариной: «Родители нс ходят, а только .сватья и кре- стна. А у его — тысяцкой, крестной и сват, дружки, подружки,' молодежь и чужие люди»), «А из-за реки, так летом карбаса перевозят,— вспоминала Е. Д. Конева.— В середке три карбаса подряд». Впрочем, свадьбы обычно устраиваются зимой, после Нового года. «Стреляют из-за углов, когда к венцу идут». Вы­ стрелят— дальше перебегают, так до самой церкви. И от венца пойдут — стреляют до самого дома. Примечательно, что когда мы на съемках устроили «выход п церковь» и показалась процессия (она шла с низкой стороны реки), некоторые старухи на высокой, Успенской, стороне ре­ шили, что это — подлинная свадьба, и ворчали: «Что ж иам-то не сказали, что па Никольской стороне свадьба!» Видимо, сва­ дебная процессия сохраняет свой исконный характер и вид и поныне. В церковь несут иконы жениха и невесты. «В церкви икону невесты кладут к богородице, икону жениха — к спасу и зажи­ гают по свечи перед иконами». Несут также по буханке хлеба. «Крестный невесты песет. От обеих по хлебу. Хлеб в белом пла­ точке завязан, наверху вырезан кусочек четвероугольпый,и там насыпана соль».1 «В церкви иод порогом станут. Потом дальше пойдут. Под порогом в церкви поют: «Слава тебе, боже наш, слава тебе!» — много раз. У венца невесты повязку снимут, оденут венцы. Свя­ щенник ей спрашивает трижды, не клялась ли другому? Нс обе­ щалась ли? «Не обещалась». Батюшка: «Венчается раба божия такая-то!» Венцы наденут, поведут вокруг налоя и запоют: «Исайя, ликуй!» Три раза ведут, три раза поют. Идут за попом сзади: «Исайя ликуй, имё во чреве и роди сына Емапуила, бога же и человека. Восток имя ему. Его же величающи, деву убла­ жаем». Так рассказывала Е. Д. Конева. Другие варзужанки уточняют: «Когда поведут первый раз вокруг налоя, поют: По­ ложил есп на главах их венцы от камспя честны живота про­ сяще у тебя, и дал есп им». Второй раз поведут: «Нсайя», а тре­ тий: «Святнп мученицы добре страдальчествова венчашеся и мучеников радованпе, молптеся ко господу, иомиловатнся ду­ шам нашим». Батюшко подносит чашечку вина тому н другому, красного...» 2 Когда станут у венца, крестная кладет им иод ноги кусок ситца, с аршин, пол-аршина, и смотрят: кто первый ступит на этот лоскут, «подножие», тот будет верховодить в доме. Еще 1 В Умбе рассказывали, что и благословляли хлебом и п церкви дер­ жали его над головой жениха с невестой. По словам А. И. Катариной: «Благословленный хлеб завернут п скатерть, называется байник, внесут в церковь н держат над головой». В»Варзуге об этом обычае не слыхали. 2 Мы помешаем эти объяснения и отрывки молитвенных песнопений в том виде, в каком они запомнились местным жителям и воспринимаются ими кпк неотъемлемая часть свадебного обряда. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz