Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.
охотник промахнулся на охоте, например, оп снопа проходит обряд, помо гающий восстановить утраченное умение, «заколдовывается» вторично и ору жие его, даошее промах. По этой аналогии свадебный обряд — это прежде нсего магия присое динения, отдача женщины под индивидуальную власть мужчины. Л при на рушении этого права частного владения (если жена унесена Кащеем, какое- то время живет с ним и возвращена вновь) магическое действие повторяется для восстановления временно утраченных прав мужа. Поэтому центральным драматическим моментом свадьбы является рас ставание девушки с волей, родом-племенем, подругами, ее отдача под инди видуальную власть мужчины, что символизируется обрядом расплетания косы, а также нрнчнтапиямн и магическими действиями, этот обряд окружа ющими. Заметим, что в древности разрушение головного убора женщины или девушки именно поэтому казалось актом особенно недопустимым, более страшным даже, чем фактическая потеря девнчсства или женской чести. Вокруг этого центрального эпизода — выдачи девушки общсстпом одному лицу, «откупа» ее у общества (деньги, которые платит молодой сельчанам, задерживающим свадебный поезд, и проч.), присоединения девушки к духам дома мужа и т. д.— группируются все прочие обряды свадебного ритуала. «Порча» молодых на спадьбе, возможно, акт столь же древнего проис хождения, как и сама свадьба, н смысл его — месть за нарушение «старого уклада», обычаев родового общества с древними традициями группового брака (полигамии). Отражение историко-правовых пережитков древности п терской свадьбе также довольно ясно прослеживается главным образом в песнях. Воспоми нание о браке-умыканин и дохристианских спадсбных обрядах, по-видимому, следует видеть в песне «На горы, на высокня... выростало там деревце».. . Значительно больше воспоминаний позднейших эпох — купли-продалки неве сты («рукобитье»), обычаев русского средневековья — в перечне свадебных чинов, в ряде песен, упоминающих Москву, Литву и Новгород как равно правные политические центры, что уводит к действительности X I I I —XV сто летий. Современная степень изученности, вернее, нснзучснностн вопроса, ред кость и неудовлетворительное качество публикаций пока сшо не позволяют предпринять исследования русского свадебного обряда даже какого-то од ного, достаточно крупного района страны. По нашему мнению, до всякой обобщающей работы необходимо издание целого ряда строго локальных сборников, чтобы последующее обобщение могло опереться на реальный, вы веренный материал как словесный, так п музыкальный, а не на отрывочные, неполные, а часто и противоречивые записи, которые составляют основную массу источников наших сведений о русской свадьбе в настоящее время. Предпринятая нами работа по*веем изложенным причинам выполнена как публикация материала, а не как исследование. Именно такого рода работы, как нам кажется, без скороспелых выводов и обобщений гадаюль- 1ЮГ0 характера способны скорее всего приблизить то время, когда можно бу дет поставить проблему изучения русской свадьбы во всем объеме и много образии се местных вариантов и нх исторической эволюции, и единстве нсто- 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz