Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

ляется достаточно важной и своевременной задачей. Тем более что даже им Крайнем Севере традиционным свадсбныП обряд почти ушел п прошлое. Собиратели Л. D. Марков, Л. Л. Маслов н Б. Л. Богословский, нобы- паишис на Терском берегу в 1901 году,1 обращали внимание главным об­ разом на остатки эпической традиции. Поэтому открытие здесь через шесть­ десят лет богатейшей псссниой культуры при почти полном исчезновении тра­ диции эпической явилось для нас счастливой неожиданностью. А. В. Марков, Л. Л. Маслов и Б. Л. Богословский писали, что основное мссто в свадебном обряде Терского берега уделяется причитаниям (прннла- кнпаньям). Мы застали прямо противоположную картину. Прнилакнплньн почти нацело ушли из памяти даже самого старшего поколения. 11с оста­ лось в живых уже ни одной плачен из тех, что некогда сопровождали не­ весту и «приплакивали» за нее и вместе с ней.5 По зато свадсбных песен по селам района сохранилось еще очень много, а и ВарзуГс, являющейся до сих нор признанным центром народной культуры края, удалось с макси­ мально возможной полнотой восстановить и записать весь свадебный обряд о том виде, в каком он исполнялся в 1920— 1930-х годах, а частично и поз­ же, в конце 1940— начале 1950-х. Для сравнения приводится также обра­ зец современной свадьбы в Оарзуге (сыгранной в начале I9G1 г.), сохранив­ шей еще очень многое от «канонического» старинного свадебного обряда. Помимо исключительного и по количеству и но качеству набора сва­ дебных песен, в терской свадебной традиции сохранилось много интересных этнографических моментоп, связанных с пережитками глубокой старины, с магией и историко-правовыми обрядами древности. Частично магические эле­ менты обряда осознаются терчанами именно как магические (главным об­ разом это касается предохранительной магии: оберегов от порчи, «сглаза*, колдовства и т. п.), частично остатки древней магии сохраняются в форме традиционных действий, существующих лишь потому, что «так принято». Не углубляясь в эту проблему (отсылаем читателя к специальным работам, в частности к статье К. Г. Кагаропа: «Состап и происхождение свадебной обрядности»),3 перечислим некоторые любопытные свадебные обычаи терчан. К группе предохранительных обрядов (Е. Г. Катаров делит их на от­ вращающие, обманывающие, скрывающие и избегающие) следует отнести: 'иносказательный разговор при сватанье, запрет заходить за матицу (та то не отдадут»), непременный выход дружки с фонарем, хо 1 я бы было и светло (фонарь заменил факел, отвращающий злые силы), стрельбу in за углов во время движения свадебного поезда (с той же целью), втыкание 1 Материалы, собранные в Архангельске!! губ. летом ИНН г. Л. В. Марковым, Л. Л. Масловым н Б. Л. Погослопскнм, ч. II, ТерскнЛ бгрег Полого моря.— T рулы му* ЗЫКЛЛЫЮ-ЭТПОГряфнЧССКоЛ КОМИССИИ ОбЩССТИЛ ЛЮбНТСЛОП ЯПфОНО.Ю! ИМ. ГС 1ГС1ИотлмНЯ и этиогрлфии, т. II, М., 1911 . 1 На Тереком берегу происходит, п общем, тот же процесс, что и всюду. О нем. в частности, упоминает и Колплкопл а цитнровлнноЛ выше стлт».е, л именно: сокра­ щение обряда, исчезновение воилеЛ и обычая попитк, постепенное злбпемт* обрядовых свадебных несен и заменл их на сплд|.бах обычными млссопыми, л так и:с нечетом»» мне всех тех. моментов обрлдя, которые символизировали подчиненное положение ж*»и щнны, се зависимость от мужа, свекрови и проч. * К. Г. К а т а р о в . Состав и происхождение сплдебноЛ обрядности - Г.борннк Музея антропологии и этнографии, т. V III. Л., *1929, стр. 1П2—19Г» 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz