Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.
ляется достаточно важной и своевременной задачей. Тем более что даже им Крайнем Севере традиционным свадсбныП обряд почти ушел п прошлое. Собиратели Л. D. Марков, Л. Л. Маслов н Б. Л. Богословский, нобы- паишис на Терском берегу в 1901 году,1 обращали внимание главным об разом на остатки эпической традиции. Поэтому открытие здесь через шесть десят лет богатейшей псссниой культуры при почти полном исчезновении тра диции эпической явилось для нас счастливой неожиданностью. А. В. Марков, Л. Л. Маслов и Б. Л. Богословский писали, что основное мссто в свадебном обряде Терского берега уделяется причитаниям (прннла- кнпаньям). Мы застали прямо противоположную картину. Прнилакнплньн почти нацело ушли из памяти даже самого старшего поколения. 11с оста лось в живых уже ни одной плачен из тех, что некогда сопровождали не весту и «приплакивали» за нее и вместе с ней.5 По зато свадсбных песен по селам района сохранилось еще очень много, а и ВарзуГс, являющейся до сих нор признанным центром народной культуры края, удалось с макси мально возможной полнотой восстановить и записать весь свадебный обряд о том виде, в каком он исполнялся в 1920— 1930-х годах, а частично и поз же, в конце 1940— начале 1950-х. Для сравнения приводится также обра зец современной свадьбы в Оарзуге (сыгранной в начале I9G1 г.), сохранив шей еще очень многое от «канонического» старинного свадебного обряда. Помимо исключительного и по количеству и но качеству набора сва дебных песен, в терской свадебной традиции сохранилось много интересных этнографических моментоп, связанных с пережитками глубокой старины, с магией и историко-правовыми обрядами древности. Частично магические эле менты обряда осознаются терчанами именно как магические (главным об разом это касается предохранительной магии: оберегов от порчи, «сглаза*, колдовства и т. п.), частично остатки древней магии сохраняются в форме традиционных действий, существующих лишь потому, что «так принято». Не углубляясь в эту проблему (отсылаем читателя к специальным работам, в частности к статье К. Г. Кагаропа: «Состап и происхождение свадебной обрядности»),3 перечислим некоторые любопытные свадебные обычаи терчан. К группе предохранительных обрядов (Е. Г. Катаров делит их на от вращающие, обманывающие, скрывающие и избегающие) следует отнести: 'иносказательный разговор при сватанье, запрет заходить за матицу (та то не отдадут»), непременный выход дружки с фонарем, хо 1 я бы было и светло (фонарь заменил факел, отвращающий злые силы), стрельбу in за углов во время движения свадебного поезда (с той же целью), втыкание 1 Материалы, собранные в Архангельске!! губ. летом ИНН г. Л. В. Марковым, Л. Л. Масловым н Б. Л. Погослопскнм, ч. II, ТерскнЛ бгрег Полого моря.— T рулы му* ЗЫКЛЛЫЮ-ЭТПОГряфнЧССКоЛ КОМИССИИ ОбЩССТИЛ ЛЮбНТСЛОП ЯПфОНО.Ю! ИМ. ГС 1ГС1ИотлмНЯ и этиогрлфии, т. II, М., 1911 . 1 На Тереком берегу происходит, п общем, тот же процесс, что и всюду. О нем. в частности, упоминает и Колплкопл а цитнровлнноЛ выше стлт».е, л именно: сокра щение обряда, исчезновение воилеЛ и обычая попитк, постепенное злбпемт* обрядовых свадебных несен и заменл их на сплд|.бах обычными млссопыми, л так и:с нечетом»» мне всех тех. моментов обрлдя, которые символизировали подчиненное положение ж*»и щнны, се зависимость от мужа, свекрови и проч. * К. Г. К а т а р о в . Состав и происхождение сплдебноЛ обрядности - Г.борннк Музея антропологии и этнографии, т. V III. Л., *1929, стр. 1П2—19Г» 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz