Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

ству. А до пасхи: «Господи Исусс Хрмсгс, сыне божий! Пили Иванович, прошу покорно принять и выкушать». Сперва боль­ шой родне. Самую первую рюмку отцам, своему и женихову. Потом матерям. А вернувшись, все трое — поклон. II за рюмкой пустой, и с рюмкой — опять поклон. Потом крестным или жени­ ху. Жених в перчатках, и нс пьет первый раз, л берет и ставит на стол. Она опять поклонится и идет к нему за рюмкой. Он ставит полную обратно на поднос. Невеста обносит затем всю родню».1 Носит рюмки невеста долго, да и нельзя бысчро так уставно, с троекратными поклонами, обнести тридцать —сорок человек гостей. Хор все это время пост. «Пока носит рюмки, ноют те пес­ ни, что сидели у невесты, тут их н повторяют». Повторяются: «На горы-то было, на горы, там стоял белокаменной храм», «На солнечном всходе, на угреве». Поют также: «На стули рсти бархати», «Он ходил-гулял по улице» (традиционно последние две песни относятся уже к заключительному свадебному пиру .. смотреиыо, мы там и помешаем их) и другие. Именно здесь пе­ лась в Варзуге песня «Из-за лесу,- лесу темного». Жених подает певицам деньги в ковшичке. «Всю родню обнесет, и брат невестин наливаем вторую рюм­ ку жениху. Платочек мокрый снимают, а сухой кладут на поднос.уХор запевает: «Наливай;напалииван, мой родимый-ог брателко». Жених встает и стоя выпивает всю до дна.i II опус­ кает в рюмку деньги, и достает подарок — на сарафан, галоши и ботинки, кладет на поднос. Она все это отдаст двум вывожаль- щицам и заревет. И уйдет плакать. Там ее благословляют».2 «Жених как положит подарок, все вернутся па место и опять трое — поклон. А йотом опять три поклона и невеста уходит в со­ седнюю комнату», где начинается прошанпс со всей семьей и родней- «Со веема будет прощаться. Ий одевают жакетку в плат на повязку/закроют лицо совсем». Еще невесте мокн лицо хо­ лодном -г'водой с вином, чтобы оно было свежим после плача. «Потом отец поведет ее оттуда». В Пялицах и Чапамс в это вре­ мя поют еще и песню: «ВывоЛпл ее батюшка из-под липовой грядочки» (в Варзуге мы этой песни не слыхали) \ 1 По 'старинному обряду ЖРНИХ до трех раз отказывается от рюмки. 2 Благословляют п том случае, если не благословили раньше. Это уже поздним обычай, как говорилось иьпме. 8 По свидетельству Л. И. Катариной, невесту просят в этот, торой выход: «Иван Петрович, мы не сидеть пришли, пришли ла товаром, так пожалуйста». Это традиция Умбы. Таков же обычай в Кашкар,чипах, как рассказывала П. И. Дворникова (но зато ее пе просит раньше): «Тыгпик'ш запросит:1 «Мы поугошалнсь, нам пало Ульяну Дмитриевну». Отец: «-Ну ладно, посидите, нашего хлеба-соли поедите, пусть еще моя дочь в депушках пожппст немножко!» Пабы закричат, посторонние: ♦Ладно, лалмо, ногидмге! Еще наша забрала! Пускай еще наша Ульяна и лопушках поенлт!» 1ыгяи- кой раза три спрашивает. Обязаны три перемены ст.егп,. дна блюда рыбы да третья каша, за кашей уж и выведут. Отец и крестиа вымолят, кресгна м провожает к венцу. С имя на проход и идет туда*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz