Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.
По порядку спадсбиого ритуала после «Трясуиицы» или же вместо нее следует поздравительная тысяцкому «Уж ты тысяц ком, тысяцком». Следом за нею поют большому боярину, тоже поздравительную «Чтой над той ли рекой, над Йорданом». Боярам (всему поезду) поют шуточную поздравительную 11с белы-то наехали, Да чтой чериы-то, как вороны, Чтой черт,i-то, как вороны, Неумытыя головы, Неумытый головы Да пеучесаны бороды... и т. д. Песня местная пли обработана в Варзуге, судя но названию Кпцы-реки, впадающей в реку Варзугу недалеко от устья. Улы бающиеся гости делают вид, что восприняли укоры всерьез «Все и затягают расчески да зарасчесываются, нарочно будто» Пока все это поют, невесту переодевают в соседней комнате в дорогой, праздничный сарафан. Гости, за столами уже начи нают выражать нетерпение. «Вскоре запросят невесту: «Мнхайло Агафонович, пожалуйста, за чем мы пришли, так не держитеЬ Сват ее просит несколько раз: «Мы пришли не пить, не исть, а за невестой...» — по имени-отчеству. «Ладно, посидите, поси дите,— отвечает отец,— не в частом бываньи, пусть еще пожи вет дома немножечко!» — так раз, другой, третий, а там уж и поведут» Хор пост песню, в которой также выражается пожелание всех присутствующих поскорее увидеть невесту: «Чтой не ду- бовы столы да загремели». Варзужанкн самого старшего поколения: Александра Ива новна Чурплова п Матрена Емельяновна Чунмна вспоминали, что раньше невесту выводили гостям иод песню: «Наша бела камка, наша узорчатая». Наконец, после повторных просьб, отец выводит празднично одетую невесту к гостям. «Раз, другой попросят, уж п пойдет. Идет отец невесты и две женщины нарядны — вывожальщицы. Невесту ставят ли цом к столу (слева от псе красные окна, справа — печь), и она между женщин и закланяется всем. Все трое трижды крестятся п кланяются трижды, троима. Налево, направо, потом прямо. В большой угол, в дверной угол, на середину...» Поклон степен ный, низкий, в пояс, и, поскольку кланяются трое, узорно разо детые, необычайно торжественный. «Она уже с. подносом (шафер невесты дает ей в руки поднос). Дружка наливает рюмки, две зараз. Она носит рюм ки. Если о пасхе свадьба: «Христос воскресе!», и по имени-отче 1 По свидетельству П. 11. Дворниковой, выиожалынннпми были кр пан, обязательно (если нет крестной, берут «сажсну крсстму», она ведет се к пениу и уже поветей у жениховой родин сватьей) и старшая сестра, или тетка, или «лпоюролнипл». G1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz