Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

украшены полотенцами. Жених сидит иод споен иконой, немеете оставлено место. Меиеста пока н соседней комнате, а когда одна комната в избе, — невеста стоит в стороне, и народе, у печки, и не показывается. Невестина мать не садится, а потом прихо­ дит, когда подносят рюмки отцу и матери жениха. Мать уго­ щает: «Кушайте, кушайте, гости!»1 Как только гости расселись, хор запевает: «Не слыхала». Поют приходящие певицы, жен­ щины да девушки. Они стоят у дверей и у печи, и левом углу, под красными окнами. Невесту пока переодевают к венцу. Главных певиц пять-шесть и до десяти. Они выше всех, на ска­ мейках стоят. «Которые такие запевалы, их уж дожидаются, встречают, в сенях дорогу даиают». Сами гости за столами на пониманье песен не ноют, не пола­ гается. Теперь этот обычай все больше начинает нарушаться. Александра Капитоновна рассказывала: «На пониманье не поют песен, а у Лии на свадьбе: «Можно ли петь, Иван?» «Не знаю, раньше пе пели, спросите у матери». Я говорю: «Не знаю, раньше-то не пели. Скажут — у Александры Капитоновны оша­ лели совсем». А потом говорю: «Нойте!»2 Песня «Не слыхала» переходит в «Дружсньку». Дружсиьку поздравляет хор. Песня друженьке может исполняться п от­ дельно, но вслед за «Не слыхала». Вместо «Не слыхала» в Чапаме, Тстрипо, Оленине и других деревнях исполняется песня «Приобсслн голуби кругом нопыя горницы». Эти две песни заменяют одна другую. В обеих — при­ читание к ларцу перед расставанием с родным домом, в обеих — испуг и горе невесты перед отъездом на «чужу дальше сторону», «на злодейку незнакомую».3 После «Друженькп» запевают «Трясуннцу». «Трясуннна» — месть девушки свату, и ноют ее не всегда, а лишь при насиль­ ственном замужестве. Сват пробует откупиться, певиц обливают квасом «брызжут туда под потолок», чтобы они перестали петь, те же стараются допеть песню до конца по что бы то пн стало. По словам Е. Д. Коневой: «Свату большему пою г «Трясуннцу». Браият за то, что засватал. А у нас сватается большинство крестный, он и тысяцким сидит. Девушек квасом обливают. В братынях, в чашах таких квас держали, в расписных. Квас в братыне стоит в обед на столе, и все из псе так пьют. Па свадьбе — ковшички маленькие такие, на край навесят. Дружки и другие начинают обливать квасом девушек». 1 На съемках «свадьбы» рассаживались так: но бокам жениха — сю крестные, остальные места у стены занимали женщины, мужчины салились напротив. 2 Гости за столами поют самые разные песни. Специально спалсбпыс песни исполняет хор. Л\ы, естестиенно, приводим здесь только сплдсбные песни. * Дальнейший порядок исполнения спадебпых песен сильно рознится по селам, да н не нее их исполняют ил каждой свадьбе. Л1ы, как и всюду, придерживаемся порядка, установленного п Нлрзутс. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz