Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

тсли. Теперь того уже и не помнят: «Ныпце невесту благослои- лягот только, а женнха-то нет». Даже н так пам объясняли: «Невеста уходит из дома, а жених нет», так зачем, стало быть и благословлять его.1 Обряд благословения, видимо, постепенно терял свою тор­ жественность и смещался. Е. Д. Конбва заметила: «Позже-то благословляли, когда прощается, перед самым венцом». Затем невесту переодевали в дорогой, праздничный нарядный сарафан. Делалось это иногда до прихода жениха, по чаще — позже, когда жених с родней уже сидели за столами в соседней комнате. Невестины дружки, отнеся гостинцы, приглашают жениха, затем приходят к невесте и сообщают, что те скоро придут. T v t родня невесты выходит из-за стола, приготовит все родне жени­ ховой. (На «пониманье» за столами сидит одна женихова родня.) Бот идут! Стреляют из-за углов, когда идет жених. Ня улице поезд жениха встречают дружки с фонарем или свечой, хоть и светло, все равно. Как двери откроют, покажутся дружки и сразу хор: «Налеталн-налеталн ясны сокола!» Так начинается «пониманье». „П он им ан ье ". Невестин дружка, как уже говорилось, с фо­ нарем встречает поезд жениха в сенях. Народу в избе полно. Не­ веста, спрятавшись за других, в припечном углу, смотрит: если жених идет веселый через порог, то, значит, жить будет хорошс, если же грустный — плохо заживет. У жениха вся родия уже расставлена по порядку. Идет дружка и ведет всех. Сперва самая малая родня. П р о ц е с с и я доходит до передних окон и оттуда, повернув направо, заходит за столы, при этом передние пробираются по-за столами дс конца, опять до самой двери, так что большая родня, идуща! сзади, оказывается в большом углу, а малая — у дверей. Сам же дружка садится крайним, в подпороге.2 Под красными окнами садятся жениховы отец и мать, тыгяц- кой (крестный жениха), большой боярин (брат жениха или зять). Иногда подросток, все равно «большой боярин». Бояра — все на свадьбе, вся родня. Жених с невестой — князь и княгиня. Жених садится у стены, где икона невесты. Тут же приносят икону жениха и вешают ее рядом с иконой невесты. Обе иконы 1 По слонам Л. И. Катариной и Л. Л. Моипшкопой, благословляли также хлебом: «В лень спальбы, когда благословляют иконой, завернут невесту в олеяло, а у ей нал головой пертят икону и хлеб отец с матерыо: «Благо­ слови, боже, на житье-бытье рпбу божыо.. .» В Варзуге хлебом не благословляли. Видимо, этот обычай был в Умбе, по не здесь. 2 Впрочем, там же, в Варзуге, рассказывали и по-другому: «На пон" маньс дружку садя г за первый стол, где отец и мать. А на большом столе (в ломе молодого, после венца) там дружка носит пироги да рыбники, рюмки». G2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz