Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

по сих пор чрезвычайно плохо изучена. К тому же свадебные песни Тер­ ского берега, зачастую уникальные, отличаются высоким поэтическим совер­ шенством и богатством музыкального строя. Многочисленные описания свадебного обряда, более или менее точные, с большим или меньшим количеством текстов песен, разбросанные но от­ дельным фольклорным изданиям, как правило, не сопровождаются нотными записями напевов, что почти совершенно обесценивает их, да и чисто этно­ графическая сторона большинства подобных публикаций нуждается в про­ черках и уточнениях. Трудности увеличиваются еще и потому, что о каком-то едином, «условно­ русском», свадебном обряде говорить и строго научном плане невозможно. II. П. Колпакова, предпринявшая в 20-х годах исследование свадебного обряда на Пинеге, после детального изучения особенностей обряда и его ва­ риаций по одному лишь Сурско-Карногорскому району, не говоря о сосед­ нем, Пинежском, приходит к мысли, что «о каком-то цельном, едином свадеб­ ном обряде даже Пннежского уезда, не говоря уже, конечно, о всей Архан­ гельской губернии, в плане исследовательской работы говорить нельзя. Сложенный материал уездов, очевидно, обряда губернии все-таки не даст. Несомненно, что такими моментами, как сватовство, сговор, девичник, вен­ чанье, можно объединить не только отдельные уезды, но, вероятно, с темн или иными' оговорками и целые народности, по материал, детально собранный хотя бы даже в одном тесном районе, наглядно показывает всю невозмож? пость давать сводный вариант на основании одного внешнего единообразия п чередовании моментов обряда».1 В дальнейшем Н. П. Колпакова анализи­ рует довольно многочисленные записи свадебного обряда Архангельской гу­ бернии и показывает, что, поскольку делались они разными людьми, в раз­ ных местах и в разное время, с различной методикой и степенью полноты записи, воспользоваться ими для конструирования правдоподобной истори­ ческой перспективы развития северной свадьбы также почти невозможно. Добавим, что все это рассуждение еще не затрагивает главного— музыкаль­ ной стихни свадьбы. Записей же свадебного обряда с нотами песен п публи­ кациях почти совсем нет. Можно указать только на два опыта записи и издания полного свадеб­ ного обряда с напевами, с нотами свадебных несен и причитаний. Это сбор­ ник О. X. Агреневой-Славянскон и «Донская свадьба»' А. М. Листопадова. Оба эти издания уже не отвечают требованиям современной науки. Таким образом, до сих пор публикаций всего обряда русской свадьбы— описания обряда, текстов песен н напевов к ним,— записанного в одном ме­ сте и от одних лиц, мы, по существу, не имеем. Поэтому предпринимаемая публикация русского свадебного обряда поморов Терского берега со всеми песнями свадебного цикла и нотными расшифровками напевов к ним яв­ летом 1904 г. (Д. М. Bn.'iлшоп н Т. II. Ориатская, научи, сотрудник И Р Л И ). В нлетоя- шпй момент обследованы пег села района: Порья Губа, Умба, поселок Лесной (адм. центр). Кузрека. Оленина, Вялозеро, Кашкаранцы, Куэомет,, Варзуга. Чп- naiu.ra , Тстрнно, Стрсльна. Чяпама, Пялнцы н собранный материал подготавливается к публикации. 1 II. П. К о л п а к о в а . Свадебный обряд на р. Пннсгс. Искусство Севера, т. И. Л.. Academia, 192Я, стр. 161. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz