Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.
по сих пор чрезвычайно плохо изучена. К тому же свадебные песни Тер ского берега, зачастую уникальные, отличаются высоким поэтическим совер шенством и богатством музыкального строя. Многочисленные описания свадебного обряда, более или менее точные, с большим или меньшим количеством текстов песен, разбросанные но от дельным фольклорным изданиям, как правило, не сопровождаются нотными записями напевов, что почти совершенно обесценивает их, да и чисто этно графическая сторона большинства подобных публикаций нуждается в про черках и уточнениях. Трудности увеличиваются еще и потому, что о каком-то едином, «условно русском», свадебном обряде говорить и строго научном плане невозможно. II. П. Колпакова, предпринявшая в 20-х годах исследование свадебного обряда на Пинеге, после детального изучения особенностей обряда и его ва риаций по одному лишь Сурско-Карногорскому району, не говоря о сосед нем, Пинежском, приходит к мысли, что «о каком-то цельном, едином свадеб ном обряде даже Пннежского уезда, не говоря уже, конечно, о всей Архан гельской губернии, в плане исследовательской работы говорить нельзя. Сложенный материал уездов, очевидно, обряда губернии все-таки не даст. Несомненно, что такими моментами, как сватовство, сговор, девичник, вен чанье, можно объединить не только отдельные уезды, но, вероятно, с темн или иными' оговорками и целые народности, по материал, детально собранный хотя бы даже в одном тесном районе, наглядно показывает всю невозмож? пость давать сводный вариант на основании одного внешнего единообразия п чередовании моментов обряда».1 В дальнейшем Н. П. Колпакова анализи рует довольно многочисленные записи свадебного обряда Архангельской гу бернии и показывает, что, поскольку делались они разными людьми, в раз ных местах и в разное время, с различной методикой и степенью полноты записи, воспользоваться ими для конструирования правдоподобной истори ческой перспективы развития северной свадьбы также почти невозможно. Добавим, что все это рассуждение еще не затрагивает главного— музыкаль ной стихни свадьбы. Записей же свадебного обряда с нотами песен п публи кациях почти совсем нет. Можно указать только на два опыта записи и издания полного свадеб ного обряда с напевами, с нотами свадебных несен и причитаний. Это сбор ник О. X. Агреневой-Славянскон и «Донская свадьба»' А. М. Листопадова. Оба эти издания уже не отвечают требованиям современной науки. Таким образом, до сих пор публикаций всего обряда русской свадьбы— описания обряда, текстов песен н напевов к ним,— записанного в одном ме сте и от одних лиц, мы, по существу, не имеем. Поэтому предпринимаемая публикация русского свадебного обряда поморов Терского берега со всеми песнями свадебного цикла и нотными расшифровками напевов к ним яв летом 1904 г. (Д. М. Bn.'iлшоп н Т. II. Ориатская, научи, сотрудник И Р Л И ). В нлетоя- шпй момент обследованы пег села района: Порья Губа, Умба, поселок Лесной (адм. центр). Кузрека. Оленина, Вялозеро, Кашкаранцы, Куэомет,, Варзуга. Чп- naiu.ra , Тстрнно, Стрсльна. Чяпама, Пялнцы н собранный материал подготавливается к публикации. 1 II. П. К о л п а к о в а . Свадебный обряд на р. Пннсгс. Искусство Севера, т. И. Л.. Academia, 192Я, стр. 161. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz