Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

заплстеная, да ленту алую увитая. Посиди да покрасуйся во ро­ дительском дому-то у батюшка да у родимой у магушки, со братьями да со сестрами, со суседамп, да со знакомыми. Скоро вся твоя краса далсце улетит, вся твоя баса потеряетце. Раслростиссе да росстаиессе, увезет тебя Иванушко на цужу-то на дальнюю сторону, ко цужнм-то, не ко знакомым, не ступить ты, ни смолпить не сумеешь. Дак уж будь покорил со веема, да уж ты гордость-спесь да оставь-ко здесь, в яшык складн и коленом прижми, рукой прихлопни и йогой притопни».1 Д ары и р асп ле тани е /сосы. Пз бани невеста возвращается в повязке, рубахе и просторном, псперепоясаппом сарафане из простой ситцевой материи — «баеннике», обязательно новом, «недёржанном», приготовленном заранее или сшитом непосред­ ственно перед свадьбой. В это время па стену, справа от двери, вешают невестину икону, «родительское благословение» и поло­ тенце (вокруг иконы). Встарь было — невеста еше прнплакпвала у иконы, придя нз бани. Иногда к возвращению невесты из бани все убиралось: «Из бани идет, ревет, а уж столы приготовлены. Кровать, что у двери, убрана, на ее место — столы». Чаше это делалось позже: «Из бани пришла часов в семь-— восемь, по­ дождет. А шафера в девять — десять приходят ставить столы». У шаферов на груди приколоты пучки разноцветных лент. У стар­ шего ленты на правой стороне груди, у младшего — на левой. Шафера выносят кровать нз горницы, приносят и ставят столы, скамьи и идут собирать невестину родню на «дары». Один дружка идет с фонарем, другой с пирогами. Пироги на этот случай были с «запарной крупой». Родня приходит к часу, к двенадцати дня. Набираются и посторонние: поглядеть, по­ слушать «прнцлакиванья». «Красиво, свадьба целый день. Так девчонками — побежим на «дары»! На смотренье походят тоже». На «дАрах» на стол кладут ящик, невеста становится за сто­ лом, иод своей иконой, и стоя встречает приходящих. Начи­ нается обряд прощания девушки с родными, которые подходят ио очереди и кидают на стол подарки. Женщин невеста обни­ мает через стол, схватывает и мужчин. При этом она, всплески­ вая руками, падает на стол и ревет. Женщины тоже всплакну г и, всхлипывая; еще утирая слезы, отходят и сторону. В старину рядом с невестой сидела заплакалыцпиа. «Невесту выводят, к ней садится заплакалыцпиа п каждому, кто песет подарок, приплакнвает. Не вытерпеть никому, все заревут. Невеста -та умирает е реву совсем». Плакать невесте полагалось обяза­ тельно. «Еще приговорят: «Не пореветь за столом, так поре­ вешь за столбом» — после, в замужестве, наревешься». 1 Последние слопа, кажется, не принадлежат плачу — они m im i нч «здрапстпопапип» невесты, целиком записанного памп и Bap.iyic «Ibi.vntf Ллатоннды Ивановны не поддаются музыкальной расшифровке. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz