Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

«Девушки поют, невесты припевают жениха. «Па горы было, на горы, на горы на высокий, на красы на великия, там стоял белокаменной храм», «У реки было, у речицы», «На горы да на высокий, на красы да на великия, выростало там деревце». По- сидят-посндят, да еще и споют. Как споют песню, она покло­ нится. Л кто входит — всем кланяется. Не успеет и напра­ виться — не на машине шьет дак,— как уже новому надо покло­ ниться». . Если у невесты нет отца (или обоих родителей), ей поют и еще особенную, грустную песню: «Много, много у сыра дуба, да много, много у зеленого, много листу и палнету. Да только нет у сыра дуба, только нет у зеленого да позолоченной маковки». Пссшо эту мало кто помнит. Марина Поликарповна Дьячкова, от которой она записана, не могла спеть песню без слез — вспо­ минала судьбу внучки, оставшейся без родителей: «Каждый раз зареву, как запою эту песню». Каждая свадебная песня, за редким исключением, кончается «здравствованием», поздравлениями жениху с невестой, которых называют по пменн-отчеству. Интересно, что древний магиче­ ский, приговорпый смысл этого «здравствования» ощутим до сих пор. Проявляется это в том, что женщины, особенно пожилые, от которых мы записывали свадебные песни, никогда не называли случайных имен, а прежде чем назвать кого-то, устанавливали, можно ли, сходятся ли по родству названные, н даже — согла­ сен ли сам носитель имени, если он присутствовал, чтобы ему кого-нибудь «нрппели». Е. Д. Конева, описывая обряд, подбирала все имена (свата, тысяцкого, большого боярина, жениха, невесты, отцов и матерен каждого из них), строго сообразуясь с реальными семейными отношениями варзужаи. В Чаиаме «припевали» холостому сыну хозяйки депушку, которая, но наблюдениям женщин, ему нра­ вилась. Иногда собирателю приходилось, чтобы разрешить затя­ нувшийся спор, — кому петь? — называть самого себя. Пока сидят у невесты, девушки поют, разумеется, не только названные, «обязательные», песни. Поют и обычные, не свадеб­ ные, лирические песни. Во время постановки «спадьбы» варзу- жанкп пели между песнями частушки и лирические припевки, подходящие к случаю, например: Сплмт папенька на стуле, Заливается вином, Пропнпат мою головушку Навеки в чужой дом. Ягодтпючка на льдиночке, Л я на берегу. Перекинь, милой, жерднночку, Дак я перебегу.. .- С песнями п рукодельем отсидят часов до шести, но всегда перед уходом варзужаики ноют очень красивую грустную песню, 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz