Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

— . . .А он пьяный, так думает: кровь присохла, и глаз не разлепить. «Ох, где я так побился!» Вот смеху было! — Это у нас такой обычай — свата тестом мазать,— иояс- ннли мне. — А кто его так? — Да я же и мазала. Еще грозится, говорит: «Все равно, я пе я буду, а высватаю!» — Да не пойдет! — А что, не гуляли они? — В том-то и дело, что пе гуляли. Гуляли бы, так, может, не отказала. Не дружили, ничего. . . Девушки вновь расхохотались, с восторгом вспоминая, как выглядел сват: — Одни глаза остались! А белое тесто, оно что клей. Целый час отмывался. Не помню, говорит, как и мазали. — Ну да, оба пьяны были! В Варзуге, если отказывали, говорилось: «Что, тебя опарой облить?», «Что вам, опара?», «Опарило?» — но всерьез тестом не мазали. «У нас только пошутят,— объясняли нам варзужанки,— а тетринчапа, они дикие, так у них что — станется!» Р у к о б и т ь е — торжественное начало свадебного обряда. Здесь происходит заключение договора о свадьбе и свадебном: дне (быот по рукам). На рукобитье приходят два свата от жениха «и невестина родня покрупнее: родители, сестра у кого да зять, да крестна. Теток, может, звали, может, и нет. Немного человек. Стряпают пироги пли шаньги. Рыба, кулебака». Само рукобитье заключается в том, что отец и первый сват, надев каждый на правую руку рукавицу, берутся за руки, а вто­ рой сват разбивает их, после чего все садятся за столы, а мать невесты несет сватам по плату головному (ситцевому). «Сва- товья свяжут на себе платки на шею, как пионерские галстуки, п так сидят». Зажигают лампадку под иконой (обычно лампадка горела только в праздники). Невеста, которую отдавали насильно, ста^ ралась потушить лампадку. «Василиса Андрияновна говорила,— вспоминала Александра Капитоновна, — «Я кинула платом и лампадку, да не попала». Об этом обычае рассказывали в Вар­ зуге, в Кашкаранцах и в других деревнях. «Раньше-то еще. говорили, невеста лампадку тушила, как не хотела идти, да и снова зажгут. До трех раз тушила. Первую погасит, вторую по­ гасит, третью. . . II к отцу в ноги надает: «Не пойду!» Отец ска­ жет: «Я все-таки больше тебя, ты молода, жених хороший — пойти надо!» Как дадут руку и зажигают лампадку, невеста начинает ре­ веть. «Невеста уж тут ревет, на кровати катается». 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz