Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

и голову взбрело, какая радость! Не было бы дров, а то в лесу живем! Так уж пониманье идет, родия сидит, угощается, а невесту из-под лавки не могут вытащить. К венцу повели — «вырвусь!» Спать повалились, молодой хотел ее обнять, так она ему ног­ тями по руке провела, так след и остался, в кровь разодрала,— он и бросил ее, заругался, ушел из избы. II долго не жили. По­ том уж просфору привез иа пасху, похристосовались, и у нес сразу как потом взялось все, и с того дня стали жить. Приворо­ жил, так она нам рассказывает. Да уж, верно, просто сама на­ думалась. . .» I I совсем уж комичный эпизод рассказала мне одна незадач­ ливая мамаша в Умбе, пытавшаяся несколько лет назад выдать дочь замуж «по-старому»: «Ей-го все говорили, что он нехоро­ ший такой. II она сама: «Мама, я за него пе пойду!» А я говорю: «Что ты! 11 пиво уже сварено!» — жалко было пива. . . Л только месяц и прожили, он ее бил и никуда не пускал, ни на танцы, ни в кино, она и ушла от него.. .». Варэужанкп чаще всего выходили замуж в своей деревне — «редко когда в чужу деревню». Так что молодежь имела воз­ можность на беседах, горках, гуляньях познакомиться и узпагь друг друга. По и это пе спасало подчас от тяжелых драм, по­ рождаемых насильственнымн браками. «Мокрпда — сс насилу выдали — так не хотела, чуть пе уми­ рала, — рассказывала Александра Капитоновна, — так йотом зато все гуляла, всю жизнь. Пе робкого была десятка. Мужпка- то напоит да дружков созовет. II уж старая была, а все пригла­ шала дружков. . . Умерла в прошлом году. А вот тоже Арсентии. Всю-то жизнь пе любил женку. Уж как помирал, она подошла: «Прости меня, грешну, жилн-то худо с тобой!» — да отвернулся, ничего не сказал, не простился, так п помер. Ульяной звали женку. Он ее и бил — одной печыо не бил только. А вот, прожили всю жизнь, не расходились». Перелом вековых традиций происходил в конце 1920-х годов ближе к коллективизации. Как раз со времени коллективизации изменились старые формы быта, а с ними и старые бытовые обычаи (в частности, церковь в Варзуге была закрыта в 1928 году). Александра Капитоновна Мошнпкова вышла замуж в 1925 году. В это время уже сильно изменилась жизнь Варзугн. Моло­ дежь построила клуб, развивалась самодеятельность, ставили спектакли, пели песни на сцене. А просватала се мать, даже не спросись. 11 просватала-то за Федора, старшего брата того парня, с которым она дружила. Александра Капитоновна как раз была в клубе па репетиции. «А как пришла из клуба домой, мать мне и говорит: «Про­ сватала я тебя!» Как сказала — за кого, и и вся тут... Все внутри как опало, и стоять не замогла. I I ему тоже, как сказали за обедом, что старший брат меня высватал, так и ложка из 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz