Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

Ниспадающие «кружащие» плачевые интонации в пределах верхней тер­ цовой ячейки вызывают стойкую ассоциацию с ирпплакниапьями и при­ летами. Звукоряд в сексте в полном четырехступенном объеме как бы вклини­ вается между рнтмо-пнтопациямн плача, играя роль распева, мелодического роздыха. Весомость и значимость образного содержания данной песни тем более возрастают, что в терском свадебном обряде напевы минорного наклонения занимают лишь незначительное место. Следует отметить одну любопытную многозначительную деталь: сугубо .минорный напев «На солнечном всходе» при нарастающей силе звучности и скандировании последних слогов заканчивается возгласом, находящим выра­ жение в поступенно нисходящей кварте: В работе «Интонационные связи в песенном творчестве славянских на­ родов» Ф. Рубцов, называя нисходящий квинтовый шаг древним празднич­ ным возгласом — поиевкон, характерной для свадебных песен славянских на­ родов, предполагает, что квартовая нисходящая попевка в некоторых слу­ чаях является как бы упрощенным, сокращенным вариантом праздничного пентахорда. Присоединяясь к этому мнению, мы можем найти объяснение ликующему окончанию глубоко драматической песни: вероятно, общий радостно-просвет­ ленный тон терской свадебной игры невольно настраивал на жизнеутвер­ ждающий (в самом прямом смысле слова) вывод. Интересно, что закрепление роли конечной тоники за си-бемолем заново переосмысливает эмоциональное содержание восходящего квартового шага си-бемоль — ми-бемоль: если в процессе развертывания напева он воспри­ нимался как горестный возглас, то в конце он звучит как радостный клич. Кроме песен, целиком опирающихся на летний звукоряд, в ряде напе­ вов последний используется в качестве основополагающего при образовании более сложных звукорядов. Рассмотрим три напева, лад которых, по нашему мнению, образован влиянием .летнего звукоряда с нисходящей праздничной попевкой: «У Ни- колая-господппа»; «У реки то было, у речнцы»; «Хитер-мудер Иван-молодец». у н и к о л л я- го сп о д и м л .J = 80 ,------------ ' ---- ---- ^=frl - ■ -л- w- i= -LJJ-4=ьMb 4- У И и_ко_ла_я- гос_по_^\и_ид бы_ли тро _ и по_ро_та, дым.мо, дым.но в по _ лс, чад _ ио, чад _ но о чис _ том, да 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz