Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.
Схема напева № 3 Схема № 1 показывает, что в напеве использован «фанфарным» ход, которым потенциально заключен в летнем звукоряде: скачок вниз со II сту пени до на I ступень соль и вверх на IV ступень ми. Затем подчеркивание I II ступени ре. В сравнении с основным видом производным звукоряд представляется более напряженным, активно развивающим возможности интервальных скачков. В напеве № 2, как наглядно показывает схема, сначала утверждаются рамки звукоряда (его I и в особенности IV ступени), а затем в обратном порядке заполняется нисходящим движением весь звукоряд (IV — III — II — I ступени). На наш пзглял, такое использование летнею звукоряда показывает его в совершенно ином ракурсе и создает ощущение шпроты, заполненности и особого равновесия звучащего пространства. Для напева № 3 характерны секстовый скачок с I на IV ступень и по следующее кружение в пределах перхией терцовой ячейки интонирования, в единстве с ритмикой, придающее напеву характер притопывания, припля сывания па месте. Таким образом, уже на примере вссго лишь трех песен, далеко не исчер пывающих вариантные возможности использования четырсхступсниото зву коряда, можно наблюдать осуществление одного нз ведущих принципов на родного творчества: извлечение максимума выразительных возможностей нз минимума «строительного материала». Упоминавшаяся ранее песня «На солнечном всходе» даст пример ис пользования «омнноренного» малой секстой летнего звукоряда: НА СОЛН ЕЧНОМ ВС ХОД Е На сол_нсч..мо_м{ы) всхо_де, на у _ гре _ вс да сто_иг или проходящие к соседним ступеням, отменяли ллштрихоплнпоЛ ноюЛ; не пходнщне в эоукоряд коты о схему не включллн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz