Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

Схема напева № 3 Схема № 1 показывает, что в напеве использован «фанфарным» ход, которым потенциально заключен в летнем звукоряде: скачок вниз со II сту­ пени до на I ступень соль и вверх на IV ступень ми. Затем подчеркивание I II ступени ре. В сравнении с основным видом производным звукоряд представляется более напряженным, активно развивающим возможности интервальных скачков. В напеве № 2, как наглядно показывает схема, сначала утверждаются рамки звукоряда (его I и в особенности IV ступени), а затем в обратном порядке заполняется нисходящим движением весь звукоряд (IV — III — II — I ступени). На наш пзглял, такое использование летнею звукоряда показывает его в совершенно ином ракурсе и создает ощущение шпроты, заполненности и особого равновесия звучащего пространства. Для напева № 3 характерны секстовый скачок с I на IV ступень и по­ следующее кружение в пределах перхией терцовой ячейки интонирования, в единстве с ритмикой, придающее напеву характер притопывания, припля­ сывания па месте. Таким образом, уже на примере вссго лишь трех песен, далеко не исчер­ пывающих вариантные возможности использования четырсхступсниото зву­ коряда, можно наблюдать осуществление одного нз ведущих принципов на­ родного творчества: извлечение максимума выразительных возможностей нз минимума «строительного материала». Упоминавшаяся ранее песня «На солнечном всходе» даст пример ис­ пользования «омнноренного» малой секстой летнего звукоряда: НА СОЛН ЕЧНОМ ВС ХОД Е На сол_нсч..мо_м{ы) всхо_де, на у _ гре _ вс да сто_иг или проходящие к соседним ступеням, отменяли ллштрихоплнпоЛ ноюЛ; не пходнщне в эоукоряд коты о схему не включллн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz