Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.
иеисста жиля с ним шесть месяцев, он помер, угробили его, а она зп дру гого вышла девушкой». Ходит спат, сватает, ои пе заходит в избе за матицу, садится там и говорит: «Я пришел об добром деле, у вас есть невеста, а у меня жених, нельзя ли их в кучу свести, в одно место». Л родители пли отказывают пли дают согласие. После сватовства невеста устраивает девичник, без жениха, cofmpaci своих подружек. Па девичнике плясали, песни пели, невесте делали понижу на голову, с лептами сзади. Поют две свадебные песни, а потом танцуют. «Вечерок» созывает после девичника невеста со споен роднен. Жених тоже приходит с родней. Ои на тарелке приносит гостинцы, подарки, и вся его родня приходит с подарками, с гостинцами. После «почерка» назначают свадьбу. Перед свадьбой невеста прощается со своей родней. Здесь она плачет, это последнее прощание с родными перед уходом в дом жениха. Затем невесту уводят нз-за стола одеваться. При уходе она должна стянуть скатерть со стола; есть такая примета, что потом все ее подружки выйдут замуж. Сюда же приходит жених со своей родней п ждет, пока одевают невесту под веиец и благословляют ее. При выходе из-за стола невеста прощается со всеми, плачет. Се уводит в другую комнату, одевают и благословляют хлебом н иконой — закрывают одеялом, сначала вертят хлеб над головой, потом икону, то есть благослов ляют (отец с матерью). Здесь же расплетут ей волосы, успокоят невесту, приводят к столу, где сидит жених и все гости. Жениху подают руку невесты, но удерживают ее, чтобы жених подтянулся, оп берет ее вместе с тысяцким. Поют песни, а старуха ирннлакнпает, невеста плачет. Потом идут в церковь, мать н отец невесты п жениха остаются дома. Невесту и жениха провожают дружки. Невеста идет и кланяется всем, она закрыта. Впереди идут дети, которые несут па головах «баенник» — хлеб, завернутый в скатерть. В церкви поют на клиросе. Когда подходят к венцу, невесте открывают лнцо, поп венчает, потом надевают повойник (латушку), сразу после псина заплетаю# две косы, а потом одевают латушку. Поверх повойника надевают шелковую косынку. Приведут се опять к жениху переодетой п спрашиваю г: «Твоя ли есть?», а он посмотрит, скажет: «Моя». II пойдут все из церкви в дом к молодому. Шафера п церковь не ходят, они собирают и приглашают невестину родню в дом жениха. Гам уже стол готов. Тем же временем, пока молодые в церкви, шафера несут невестины «места» — постель, ящик с да рами. Их без молодых понт чаем. Ящик с дарами несут даровщины. Потом псе садятся за столы; даровщины заколачивают ящик с дарами, поюм открывают его, и невеста одаривает женихову родню: сперва молодого --- рубашку, плат шелковый, потом батюшку, матушку и остальных. Молодых уводят спать, а гости остаются пировать. Есть обычай, по которому «невесту пехают (заставляют проходить) иод ноги жениха, чтобы власть сто была». Молодица лается молодому в товарищи. Спать ведут сватья и тысяцкой, крсстпа и др. Па другой день те же придут будить. Берут чашки, тарелки, горшки II быот. Потом чай пьют, едят; молодые холят п баню, спатья пропожаст их.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz