Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

Г:. Я. Л\оиптковой, 42 л., М. А. Коневой, 41 г., с. Варзуга (колл. 64, № 192, м. 179/2). ;i7. Киты-покаты. Запись Д. А\. Балатона в июле 1957 г. от II. Д. Коне- пой, 59 .'I., с. Варзуга (М РЛИ , p. V, колл. 172, п. 2, № 142); повторно с.за ­ писью напева от нес жо и июле 1961 г . (колл. 38, № 65, м. з., 181/2). Вар. Варзуга (колл. 54, № 207, м. з., 481/2). Текст повторяет приве­ денный. Г>8. Скачет ашци по полицам. Варзуга, хор. См. № 26, повторная (колл. 51, Лг» 208, м. з., 481/3). 59. Ище игрунка лебёдку гонила. Запись Ю. Е. Красовской и А. С. Тупи- ■ tы 11 оГ i в декабре I9G2 г. от Нрипьи Егоровны Лопнниевой, 62 л., д. Кузрека (колл. 13, № 86, м. з., 251/1). 60. Ах, на улице кукиши. Варзуга: Чурплова, Чунпна. См1 № 25 (колл. 54, № 130, м. з., 491/6). 61. Ай, кыс-кыско. Варзуга: Чурплова, Чунпна. См. № 25 (колл. 54, № 131, м. з„ 494/7). Вар. Вялозеро (колл. 43, № 77, м. з., 249/6). Зачин: Кыс-кыско. да побежал. кыско, Шслкоиым платочком обтнрантсе. Мо иругышкам, по осинмшкам, С лавки вставал, да спасибо воэдаваЛ, Прибежал кыско к орсховоЛ жены. . . Каты-покаты, женихи были богаты, . .Зон окол ножки увнваитсе. Кат-катышок. да Владимир жеишнок. 62. Кропить нона тесооа. Варзуга: Чурплова, Чунпна. См. № 24 (колл. 54, Кч 132, м. п., 491/8). Мет,—Д., стр. 125 — отдаленно (Шенкурский у.); Агр.-Сл , 11, стр. I l l , № 25 «молодым» (очень отдаленно). П р и л о ж е н и е О С В А Д Е Б Н О М О Б Р Я Д Е В Д Е Р Е В Н Е У М Б А (Запись А. С. Тупицыной в декабре 1962 г. or Е. Г. Басиной и П. С. Девяткиной, колл. 43, № 174) Басина Е. Г. рассказывает о себе: «Три года сватался, все не шла, а братья за других не отдавали. Выхо- дплн-то как... Л потом все-таки вышла. Па «отпуске» стояла как с покой­ ником— не по любовн отдали. А жили хорошо». «Отпуск» — нечто вроде обряда перед свадьбой, заклинали от порчи. Жениха с невестой ставили перед иконами, и человек (мужчина или жен­ щина), знающий заклинания против порчи, читает их шепотом над ними. «Отпуск» был необходим, так как, по поверьям парода, часты были случаи порчи (колдовства) молодых. Для примера Е. Г. Басипа рассказала случай, очевидцем которого была якобы сама: «Во время одной из свадеб напустили «огни» (нортёж) на жениха и невесту, и па печорке все запели петухами. На свадьбе тоже псе гости закукурекалн. Сама была, кукурекала. Пошли мы с подружками в подклеть за рыбой, а там стоит высокий чгпопек во всем белом. Так до конца свадьбы чудило. Домппду, иепесту, т* ■' п не вы­ лечили, испортили. Раньше псе колдовали. А еще было: испортили жениха. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz