Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.

ЧТОИ ВО ТЕРЕМЕ ГУСЕЛЬЦЫ _ ж а _ ли, да ле_жа^ли, да ле _ ж а _ ли, да лс _ жа _ ли Что касается родства образно-смыслового содержания папспов с текс­ тами, то его также нетрудно проследить. Содержание песни «Трясупнцы» юмористическое, лукавое. Подчеркиуто- иенрерывное, бесклдансовое развитие мелодики, бесконечная узорчатая снязь» восьмых, позволяющая намешть лишь относительные, а не безуслов­ ные, метрические грани; подчинение текста напеву— псе это говорит о том, что |1еред нами типично свадебная песня. «Он ходил-гулнл по улице» — по своему характеру ликующее обрядовое шествие, не лишенное торжественности. Нетрудно заметить, что, несмотря на переменный размер, в напеве проступает мерность шага, подчеркивающая сильные, логически ударяемые слоги текста. «Чтой во тереме гусельцы лежали» — застольная. Думается, корпи ее в игровых и плясовых песнях. Характерный для игровых несен покачиваю­ щийся ритм, симметрично разбиваемый как бы подталкивающим движением шестнадцатых, позволяет предположить наличие движении танцевального ха­ рактера, которым, вероятно, когда-то напев служил музыкальным сопровож­ дением. Однако, несмотря на тождество интонационной основы и родство образ­ ного сгроя, рассматриваемые напевы не являются вариантами по отноше­ нию друг к другу. Каждый из них достаточно самостоятелен, самобытен, и спутать их вряд ли возможно. Думается, ведущая роль в образовании несходства при несомненном родстве принадлежит различной ритмо-мстрнческой основе и различным темпам. Кроме того, летний звукоряд (то есть корень близости напевов) исполь­ зован в них по-разному. В этом нетрудно убедиться, если срапнить схемы всех трех напевов с основным видом звукоряда и между собой. Звукоряд в оснопном виде: 1 При сосглпленим этих и последующих схем мы руководствовались следующими принципами: рядом лежащие повторы одних и тех же ступеиеП звукоряда в напеве сливали в одну ноту; ступени эвукоряла, трактуемые п напенс как вспомогательные 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz