Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.
От тещи ucc идут угощаться в дом молодого, это «чести»-— «потом у молодого «чести». Вся родня молодина (родня моло-- дон) идет к молодому, а молодого родня не ходит. Д\олодыё тут уж сидят в большом углу как хозяева. Угощаясь, гости кричат «горько» молодым, затем, всем ос тальным. (Встарь когда-то только тут и кричали «горько», а за приводными столами этого не было). К вечеру шафера и шаферицы молодого созывают к нему всю родию, а собравшись у молодого, родия идет оттуда уго щаться в дом тещи, там «горячи» («горёци»— по местному про- измошешпо)— блинов масленых напекут. Гуляют там до ночи. На этом, собственно, свадьба и кончится. Впрочем, гуляют еще весь третий день. («Теперь больше гуляют,— заметила Е. Д. Конева,— бражки наварят тон...») Тут уж гуляют п шафера и шаферицы, которые первые два дня все-таки были заняты. Ходят из дома молодого к теще.и назад* хозяева угощают. Как рассказывала Платонида Ивановна Дворникова, в Каш ка ранцах сперва устраивались «горёци», а потом уж «чести».1 Свадьба, после приводного стола, проходила и заканчивалась так: «На утро встали, кто опохмеляется тут, а крестный моло* дого приходит: «Пойдем молодых будить!» А те уж там давно встали, чаю попили. Сидят там, хохочут. Он стучит: «Пора мо лодым вставать!» Она встават и приносит свекру и свекрови по полотенцу, подавает в подарок, «почевальник» называется поло тенце. А которая побогаче — всей семье по полотенцу, всем се страм, братьям. У пас-то подарочком дарили па приводном столе, еще когда от венца придут. У жениха снова соберется родия, быстро поедят, вся родня тут, а потом уж у Невесты готовят столы звать женихову родню, шафера зовут: «Пойдемте к нам «па гореци!» Там блины пекли горячие, так п звали потому — «па гореци». «На горецах» поси дят, опять идут к молодому. А пе поспеют — уже на третий день. 1 Подобных мелких п более кругшых отличий много по леем села В Каикарлицлх, например, по словам II. И. Дпорнпкопой, шаль снимает с молодой па приподиом столе не дружка, н не пирогами, а сам молодой. «Огец молодого, спекор, Артемий Иванопнч, помню, сказал: «Вот,. Степан Артс.мьепнч, открой-ко спою молодую жену. Пе под закрышкон мы ей дер жат!. привели, пускай люди смотрят!» По словам А. И. Катариной, молодую утром перпого дня «идут будить епнтья, крестил. Молодая ходит с утиральником и подават всем утирацца. «Почспала здороно? С ночепалом!» А па спадьбе — шафера-то невестины вяжут косинки жениховым дружкам». О столах она сообщает: «Приводный стол — от псина. На другой день стол горенкий. Стол на нести теше. Тещу поднимает зять через порог. До горецкого столл у теши мужнин одни собираются за столом — пипиый стол. Вот эти цсстн-то пройдут, а потом пыот ншшо, гуляют. Шаферпц, стрлпей провожают, развозят по домам на оленпх, невестиных шаферпц жениховы шафера, а жениховых невестины развозят по домал!». МО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz