Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - [Переизд.]. - Мурманск : Мурманский областной Центр творчества и досуга, [2002]. - 166, [2] с. : ноты.
И Н Т О Н А Ц И О Н Н А Я О С Н О В А С Т Р О Я Т Е Р С К И Х С В А Д Е Б Н Ы Х П Е С Е Н Народно-песенная культура Тсрского берега Белого моря является ча стью общерусской культуры и тесно связана с нем. Большинство песенных жанров, сохранившихся на Терском берегу, так или иначе, прямо или опо средствованно смыкается с аналогичными жанрами многих центральных и в особенности северо-западных областей России. В то же время как отдель ные песни, так и некоторые жанры d целом оказываются локальными на общерусском фоне. Песни терского свадебного цикла являют собой четко оформленную еди ную в своей основе -традицию, отмеченную печатью своеобразия и уходящую корнями в далекое прошлое •Несколько слои о манере исполнения на Терском берегу. В статье «Песни спадебного обряда на Пннсгс» 1 3. В. Эвальд, называя способ исполнения одним из важнейших факторов формообразования, харак теризует пенис свадебных несен на Пннсгс как сдавленное, очень напря женное, доходящее до экстатического крика. В ряде районов Псковской области также встречается напряженное зпу- коплнлсчсннс. Что касается манеры пения на Терском берегу, то она (при исполнении любых жанров) лишена какого бы то ни было нажима. Здешнее испол нение можно охарактеризовать как тактичное, бережное. Пам приходилось встречаться с единодушным осуждением, которое хор высказывал не п меру ретивой певице, но его мнению, мешавшей «настоящему» исполнению: «Вы- крпкнпат, иерекрнкиват, сама не зпат чего... Только песню перепортила всю». Внутренняя наполненность, сосредоточенность при сдЬржаниости выра жения, однако без какой бы то пи было скованности; особое чувство равно весия, гармоничности как в смысле звучания хора, так и в отношении к об щей архитектонике песни, великолепное чувство меры — вот, на наш взгляд, черты, присущие как пению на Терском берегу вообще, так и исполнению свадебных песен в особенности. Звуконзплсчснне, как правило, свободное, спокойное, в границах от ти хою до среднегромкого. Свободе ненпл немало способствует выбор преиму щественно среднего регистра, естественного и удобного для большинства женских голосов. 1 Сборник «Пскусстпо Сспсра*. т. II. Гос. Институт истории искусств. Л.. 1928. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz