Балашов, Д. М. «Русский узел» Дмитрия Балашова / [авт. диалога: Ольга Балашова, Дмитрий Балашов ; авт. идеи, сост. Николай Почтовалов]. – Петрозаводск : Verso, 2017. – 191 с. : портр.

Что земная твоя усталость Длится только, покуда жив. А за гранью великолепий, В царстве вечности и весны Мы проснёмся опять, как дети, Той, неведомой нам, страны. Слово «неведомой» - ещё одно из любимых Балашовым. В нём евангельское детское удивление перед жизнью. И можно прожить хоть 70 лет, но навсегда остаться ребёнком перед этим Божественным чудом творения. Неведение не синонимично неведомости. Неведение статично, убеждённо. Неведомость родом из пушкинского Лукоморья, где «на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Глаза и души, открытые познанию, ещё и сами точно не знают, что именно им откроется и когда. Не теряя при этом уверенности, что факт открытия всё-таки произойдёт. Твёрже держи в руке клинок. Если убьют - умри! Будь до конца, до края дорог, Ярким предтечей зари. Да, стихи Балашова лучше всего мыслятся именно в единстве с его прозой. Но ведь этим не умаляются ни они, ни проза. Не теряя ни в качестве своём, ни в сверхзадаче. Хорошо они объясняют и общий принцип творчества. По которому творец выражает себя не формой, а, прежде всего, содержанием, тем, что он хочет сказать, а не жанровыми нюансами. Кому есть, что сказать - скажет это. А кому нечего сказать - тому и отговорки про разницу жанров или возрастов не помогут. Один советский поэт обмолвился однажды, что после тридцати лет стихи не пишут. И вроде бы всё ясно. Загвоздка только в том, как данное тридцатилетие определять. По паспорту не получится. Ведь тогда семидесятилетний Балашов всю статистику поломает. По душевному состоянию судить? Но как его измерить и в каких именно единицах? Наконец, ещё об одном. О фразе Варлама Шаламова, почему прозаики предпочитают не публиковать свои стихи, ни ранние, ни нынешние: « . почти все прозаики и пишут. ( . ) Но имели достаточно вкуса, чтобы не публиковать этих стихотворений.». Вряд ли это утверждение справедливо. Тут, скорее, не вкус виной, а, прежде всего, уже избытое эмоциональное состояние в прозе, когда человек просто не хочет лишний раз повторяться. И публикация стихов на аналогичную тему при наличии более сильной опубликованной прозы выйдет не более чем озвучиванием некоего черновика. Очевидно, что тут даже вкус включать не - 171 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz